Чем завершится транспортная реформа в Якутске?
На совещании Председателя Якутской городской Думы Альберта Семенова речь шла о планах городской администрации по развитию транспортной маршрутной сети пригородов.
С конца прошлого года в Якутске началась транспортная реформа, цель которой сократить время в пути пассажиров путем повышения качества услуг. Как сообщил заместитель главы Якутска Антон Алексеенко, приглашенный на совещание, общественный транспорт – одна из тех сфер, на которые больше всего жалуются горожане. Практически 20 лет ничего не менялось, хотя микрорайоны растут, появляются новые. Поэтому с прошлого года Окружная администрация Якутска заказала научно-исследовательские работы по изучению пассажирских перевозок на городском транспорте. К первому кварталу этого года собрано мнение 4000 горожан, в том числе по результатам социологического опроса. С их учетом происходит транспортная реформа.
Если говорить о маршрутах в пригороды и обратно, то их сейчас 12, из них три сезонных – на 13 и 16 км Вилюйского тракта и Намцырский тракт. Ежедневно туда выходит до 35 автобусов ЯПАК.
В ходе обсуждения с участием спикера Якутской городской Думы Альберта Семенова, депутатов, представителей администрации Якутска и администраций пригородов были подняты наиболее значимые вопросы реформы общественного транспорта. В целом, основные перемены можно разделить на три части.
Первое — в прошлом году закуплено 100 новых больших автобусов, которые отвечают всем современным нормам: имеют обогреватели и кондиционеры, аппарели для людей с ограниченными возможностями, используют более экологичное газомоторное топливо.
В этом году по лизингу планируется приобрести еще 15 автобусов, что полностью закроет в них потребность.
Второе — результаты научно-исследовательской работы позволят создать оптимальные маршруты. Например, время в пути из пригородов значительно сократиться, если автобусы не будут ехать через город, а соединяться с городскими маршрутами транспортно-логистическими узлами в районе авиапорта и Медцентра. Далее пассажиры бесплатно продолжат поездку на других маршрутах.
Третье – переход на брутто-контракты с перевозчиками. Это когда администрация Якутска будет платить за километры, и автобусы будут ездить бесперебойно с раннего утра до позднего вечера. Если перевозчик не будет это соблюдать, то ему грозят штрафы.
Альберт Семенов отметил, что реформа позволит значительно улучшить движение общественного транспорта. Однако это потребует дополнительных средств в бюджете города. Сейчас городские власти решают вопросы части финансирования с республиканскими властями. И надо сделать все, чтобы жалоб на езду в городских автобусах было меньше, а передвигаться было и комфортнее, и быстрее.
Основные перемены в движении общественного транспорта Якутска намечены на весну следующего года.
Игорь Дмитриев.