КАК ИСПОЛНЯЕТСЯ ИНВЕСТПРОГРАММА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ ЯКУТИИ
В парламенте республики состоялось заседание постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под руководством Елены Голомаревой.
Первым вопросом члены комитета заслушали и обсудили отчет Счетной палаты РС (Я) «Анализ формирования и хода реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне РС (Я)», который был проведен по поручению Ил Тумэн.
С 2020 по 2023 годы в арктических районах введено 5 объектов общего образования:
— Школа-сад на 120/75 мест в с. Харыялах Оленекского района;
— Школа-сад на 60/30 мест в с. Кыстатыам Жиганского района;
-Школа на 80 учащихся в с. Аргахтах Среднеколымского района;
-Школа на 275 учащихся в п. Чокурдах Аллаиховского района;
-Школа на 220 учащихся в с. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского района.
В целях укомплектования и закрепления на местах медицинских и педагогических работников в РС (Я), реализуется мероприятие «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов» по госпрограмме «Обеспечение качественным жильем». В 2022 году, выполнив условия договора, государственную поддержку для улучшения жилищных условий получили 21 учитель и 10 медработников. В 2023 году средства на реализацию мероприятия в государственном бюджете республики не предусмотрены.

Укрепление материально-технической базы объектов здравоохранения:
В 2020 году введено 5 объектов:
ФАП в с. Юкагир Усть-Янского района,
ФАП в с. Баханай Жиганского района,
ФАП в с. Быковский Булунского района,
ФАП в с. Березовка Среднеколымского района, терапевтическое и детское отделение на 30 коек с поликлиникой на 180 посещений в смену в п. Батагай Верхоянского района.
В 2021 году введено 2 объекта.
В 2022 году введено 10 объектов:
модульная конструкция морга п. Тикси Булунского района,
врачебная амбулатория в с. Кюсюр Булунского района,
ФАП в с. Чкалов Аллаиховского района,
ВА в с. Нелемное Верхнеколымского района,
ВА в с. Сайды Верхоянского района,
ФАП в с. Хайысардах Верхоянского района,
ВА в с. Налимск Среднеколымского района,
ФАП в с. Хайыр Усть-Янского района,
ФАП в с. УстьКуйга Усть-Янского района,
ВА в с. Кустур Эвено-Бытантайского района.
В 2023 году введено 4 объекта:
ВА в с. Андрюшкино Нижнеколымского района,
ВА в с. Сасыр Момского района,
ФАП в с. Боронук Верхоянского района,
ФАП в с. Бестях Жиганского района.
В 2024 году введены: больничный комплекс на 22 койки с поликлиникой на 104 посещения в смену в с. Хонуу Момского района, ФАП в с. Суордах Верхоянского района, ФАП в с. Нижнеянск Усть-Янского района.
За 2020-2022 гг. в арктических районах построено 3 объекта культуры и спорта.
В 2020 году введен многофункциональный спортивный комплекс в г. Среднеколымск Среднеколымского района, в 2021 году завершено строительство культурно-спортивного комплекса в п. Зырянка Верхнеколымского района, в 2022 году введен этнокультурный центр «Осикта» в с. Уяндино Усть-Янского района. В рамках Инвестиционной программы завершено строительство этнокультурного центра «Эйге» в с. Жиганск.
Проведение отдельной государственной политики в области архитектуры и
капитального строительства для всей Арктической зоны.
В конце 2019 года Минстроем России и институтом развития ДОМ.РФ вместе с КБ Стрелка по поручению Председателем Правительства Российской Федерации разработан Стандарт комплексного развития территорий — методическое руководство по развитию застроенных территорий и освоению новых. В нем прописаны требования к разработке мастер-планов. При этом, федеральный стандарт не учитывает особенности малых поселений, особенно в условиях Арктики. В связи с чем, Управлением архитектуры РС (Я) проведена целенаправленная работа по разработке мастер-планов для арктических поселений республики. В настоящее время разработаны мастер-планы п. Тикси, п. Чокурдах, с. Оленек.
Реализация республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы»
В рамках реализации Программы за 2020-2025 годы планировалось расселить 493 аварийных МКД площадью 153,76 тыс. кв. м, где проживает 7 830 человек. Из указанного объема всего накопительным итогом расселены 2 193 граждан из 44,38 тыс. кв.м. Остаток – 5 637 граждан из 112,17 тыс. кв.м.
На сегодняшний день по этапам 2022 и 2023 годов на территории 9 арктических районов ведется строительство 17 многоквартирных домов, из которых до конца февраля 2024 года на территории 5 арктических районов будут введены 7 многоквартирных домов, в которых согласно контрактам будут приобретены 153 квартир с общей площадью 7728,7 м2: в Абыйском — 1, Верхнеколымском 2, Жиганском — 1, Момском — 2, Эвено-Бытантайском — 1.
Предварительно по этапам 2023-2024 годов на территории 11 арктических районов планируется строительство 23 жилых домов с общей площадью жилых помещений 19 540,78 кв.м, в том числе в Абыйском — 1, Анабарском — 2, Верхнеколымском — 2, Верхоянском – 1, Жиганском — 1, Оленекском — 9, Нижнеколымском — 1, Момском — 2, Эвено-Бытантайском — 2, Среднеколымском — 2.
Строительство волоконно-оптических линий связи.
В 2021 году завершена прокладка ВОЛС до с. Жилинда Оленекского района.
В 2022 году реализован проект по строительству ВОЛС до с. Саскылах Анабарского района. Официальный запуск ВОЛС в с. Юрюнг-Хая Анабарского района состоялся 2 сентября 2023 года.
Строительство ВОЛС «Усть-Нера — Сасыр — Угольный — Зырянка — Среднеколымск — Черский» — 2024 г.
В 2022 году подписано соглашение о реализации масштабного проекта «Синергия Арктики», в рамках которого до конца 2025 года к высокоскоростному интернету подключат 49 арктических населенных пунктов. Исполнителем проекта выступает республиканский оператор связи АО «АрктикТелеком». В рамках проекта «Синергия Арктики» одним из приоритетных направлений I этапа является трасса по маршруту с. Кирово Вилюйского района — с. Жиганск Жиганского района. Строительство начато в 2023 году, в феврале 2024 года состоялся запуск ВОЛС в с. Жиганск, с. Бестях и с. Баханай.
Следующим этапом планируется строительство интернет-линии до поселка Батагай и села Батагай-Алыта, и таким образом, поэтапно, к высокоскоростному интернет-доступу будут подключены все районные центры арктической зоны Якутии в срок до конца 2027 года.
По ГП «Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера РС(Я)» в 2022 году исполнение составило 99,7%. Отмечено низкое исполнение мероприятия «Подготовка проектно-сметных документаций на строительство многофункциональных социальных типовых объектов, адаптированных к арктическим условиям» — 79%.
Что касается мероприятий по предоставлению молодым оленеводам социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, в 2021 году с Министерством сельского хозяйство заключено 20 соглашений с молодыми оленеводами из 26 участвовавших в конкурсе, на сумму 20 000 тыс. рублей (1 000 тыс. рублей на одного оленевода), в том числе 13 соглашений с оленеводами в Арктической зоне на сумму 13 000 тыс. рублей, в 2022 году заключено 20 соглашений из 27 участвовавших в конкурсе, на сумму 20 000 тыс. рублей, в том числе с 13 оленеводами в Арктической зоне на сумму 13 000 тыс. рублей. В 2023 году мероприятие не исполнено. В 2024 году предусмотрено 28 646 тыс. рублей. На момент проведения экспертно-аналитического мероприятия исполнение составило 0%.
В 2022 году, в соответствии с Соглашением №350-09-2022-012 от 30.12.2021г., на строительство объектов «Торгово – логистический центр» было выделено всего: 352 979,2 тыс. рублей, в том числе: — из федерального бюджета — 322 015,3 тыс. рублей, из госбюджета — 30 964 тыс. рублей. За 2022 год создано 3 объекта ТЛЦ:
в с. Саскылаах, Анабарского улуса РС(Я),
в п. Белая Гора, Абыйского улуса РС (Я),
в п.Усть-Куйга, Усть-Янского улуса РС (Я).
За 2023 год создано 5 объектов ТЛЦ:
в п. Тикси, Булунского улуса,
в с. Жиганск, Жиганского улуса,
в п. Черский, Нижнеколымского улуса,
в г. Среднеколымск, Среднеколымского улуса,
в п. Зырянка, Верхнеколымского улуса РС (Я).
В рамках Соглашения от 29.12.2022 г. № 350-09-2023-011 с Минвостокразвития России в 2023 годуначата работа по строительству объектов ТЛЦ, вводимых в 2024 году:
в п. Батагай,
Верхоянского улуса,
в с.Хонуу, Момского улуса.
По госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий» исполнение в 2022-2023 годы составило 100%, в том числе в 2022 году 81 168 тыс. рублей, в 2023 году 88 732 тыс. рублей.
Для участия в конкурсном отборе объектов на реализацию мероприятий общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке» всего в соответствии с поступившими заявками Министерством сельского хозяйства заключены 2 соглашения: о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету с администрациями МР «Жиганский национальный эвенкийский район» на строительство объекта «Школа-сад на 60/30 мест в с. Кыстатыам Жиганского района» на сумму 160 827 тыс. рублей; МР «Оленекский эвенкийский национальный район» на строительство объекта «Детский сад на 50 мест в с. Жилинда Оленекского района» на сумму 60 541 тыс. рублей.
По ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в 2022-2023 расходы не предусмотрены. В 2024 году предусмотрена субсидия на строительство коровника КП РС(Я) «Конный завод Алеко-Кюельский» на сумму 68 527 тыс. рублей.
В 2023 году в Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов (1 уточнение) на 2023 год предусмотрено 16 000,00 тыс. рублей на мероприятие по разработке проектно-сметной документации «Реконструкция дамбы оз. Мелкое п. Тикси Булунского района Республики Саха (Якутия)».
В соответствии с Инвестиционной программой РС (Я) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, по государственной программе «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия» для реализации в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) предусмотрено мероприятие «Взнос в уставный капитал АО «Саханефтегазсбыт» в целях расширения Среднеколымской нефтебазы» в сумме 196 837 тыс. рублей.
Также озвучены итоги социологического опроса населения среди трех арктических улусов. Всего приняли участие 721 респондент (Верхоянский улус, ЭвеноБытантайский улус, Анабарский улус). На вопрос — чем привлекателен ваш район для постоянного жительства, респонденты назвали определяющими факторами охоту и рыбалку, чистый воздух, близость друзей и родных, любимую работу. На вопрос — с чем связано желание некоторых людей уехать из района жители данных улусов назвали неудовлетворенность жильем, дороговизну цен, отсутствие доступного интернета, сложную транспортную доступность и неудовлетворенность работой. На вопрос — какое жилье бы они выбрали, подавляющее большинство опрошенных отдали предпочтение частному дому.
На вопрос — что бы вы предложили для совершенствования господдержки, жители арктических улусов в числе приоритетных назвали:
— увеличение возраста по льготной ипотеке,
-господдержку и субсидии для строительства жилья в арктических районах,
-ипотеку и кредиты с низким процентами для пенсионеров Арктики,
-льготную ипотеку для муниципальных служащих,
-отдельную федеральную и региональную программу «Арктическая ипотека»,
-льготное жилье для молодых специалистов,
-господдержку для строительства жилья работающим в Арктике,
-удешевить авиабилеты,
-молодым семьям – снижение процентов ипотечного кредита и без первоначального взноса,
-увеличить субсидии и господдержку многодетным семьям,
-ввести государственную программу по обеспечению жильем оленеводов и молодых специалистов, работающих в зоне Арктики,
-увеличить количество квот для арктических районов на реализацию ГП «Молодая семья»,
-обеспечить прозрачность очереди на субсидии по госпрограмме,
-возобновить программу субсидирования для строительства ИЖС для граждан по линии MCX.
Продлить семейную ипотеку вне зависимости от возраста несовершеннолетнего ребенка — расширить круг получателей поддержки добавив больше категорий работников на получение по ДВИ. Также для закрепления молодых семей на севере предлагают ввести: при рождении первенца погашение 50 проц. от стоимости жилья, второго ребенка — 70 проц. и при рождении третьего ребенка жилье передается семье и полностью погашается стоимость квартиры.
Кроме того, респонденты считают необходимым пересмотреть федеральный закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и ввести новый порядок определения районных коэффициентов и выплат надбавок к зарплате северянам с учетом реальных потребностей населения и многократной дороговизны цен на товары и услуги. Без этого невозможно сохранить специалистов, когда заработная плата северян сравнялась с центральными районами и не мотивирует специалистов ехать на север.
Также люди предлагают упростить подачу документов для создания ИП, увеличить объемы летней перевозки овощей фруктов, провести благоустройство жилых домов и ввод летних водопроводов. В связи с большим удорожанием тарифов на авиабилеты люди также просят возобновить возмещение затрат на оплату стоимости проезда один раз в год от места учебы к месту жительства и обратно студентам из числа КМНС.
Народные депутаты Виктор Губарев, Елена Голомарева, Сергей Сивцев, Иван Данилов, Александр Сусоев, Гаврил Алексеев по итогам экспертно-аналитического мероприятия положительно оценили работу Счетной палаты и в ходе обсуждения доклада задали представителям министерств уточняющие вопросы. В частности, они интересовались долей инвестиций в строительство социальных объектов и жилья в Арктических районах, о причинах уменьшения финансирования госпрограмм, по финансированию и сроках разработки ПСД, о субсидировании транспортных расходов и авиабилетов. Они посчитали провальными исполнение отдельных госпрограмм по развитию Арктической зоны, особенно по строительству социальных объектов и жилья, по обеспечению транспортной доступности и предложили провести отдельное заседание по наиболее актуальным вопросам.
Вторым вопросом члены комитета рассмотрели вопрос о создании межведомственной рабочей группы по внесению изменений в Закон РС (Я) «О северном домашнем оленеводстве». В состав рабочей группы включили заместителя министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) П.Р. Николаева.
Далее члены комитета обсудили вопрос о выработке предложений по страхованию домашних оленей.
Елена Голомарева отметила, что этот вопрос сегодня волнует многие оленеводческие хозяйства. В любой момент стадо может настигнуть падёж, на оленей часто нападают волки. Животные могут пострадать от болезней и от различных стихийных бедствий и пожаров. Гибель даже нескольких животных — большой убыток, а падёж всего стада означает для оленевода или оленеводческого хозяйства разорение.
Информацию представил заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики Николай Афанасьев. Он отметил, что страхование домашних северных оленей для оленеводческих хозяйств важное и необходимое мероприятие. Однако, это довольно специфическая ниша, далеко и не все страховые компании предлагают страхование оленей. В большинстве случаев, обычные страховые полисы для домашних животных не распространяются на оленей. В республике на 1 января 2024 года было 169 555 оленей, из них выбыло 40 754 головы (в 2023 году было 36382 головы), в том числе пало 9161 голов, затравлено хищниками 10 625 голов, потеряно 20 968 голов, итого по состоянию на 01 января 2025 года поголовье составило 160 225 голов.
В Оленекском районе в 2024 году впервые в России был зарегистрирован массовый падеж домашних оленей от трахеидного ринита. В Анабарском районе с 2022 года продолжается борьба с занесенным дикими оленями саркоптозом (чесоткой). Домашние олени также подвержены бруцеллезу и некробактериозу. Значительный ущерб поголовью наносят хищники: в 2024 году ими было затравлено 10 625 оленей.
Заместитель министра сообщил, что сложности в страховании домашних оленей обусловлены удаленностью пастбищ и ограниченными финансовыми возможностями оленеводческих хозяйств. При этом страховые компании не компенсируют расходы, связанные с угоном домашних оленей дикими оленями.
«Ввиду сложности страхования оленеводства целесообразно рассмотреть два варианта решения проблемы: создание компенсационного фонда, финансируемого за счет страховых взносов оленеводческих хозяйств (с учетом возможной дополнительной финансовой нагрузки) или включение страхования оленей в качестве отдельной статьи расходов в субвенции на развитие северного оленеводства. Параллельно, необходимо усилить профилактическую работу в оленеводческих хозяйствах (Управление ветеринарии РС (Я)), активизировать борьбу с хищниками (Минэкологии РС(Я)) и проводить заблаговременное информирование о путях миграции диких северных оленей как в Республике Саха (Якутия), так и в Красноярском крае», – сообщил Николай Афанасьев.
Завершающим вопросом члены комитета обсудили вопрос о внесении изменений в состав межведомственной рабочей группы по разработке проекта закона Республики Саха (Якутия) «О факториях в Республике Саха (Якутия)».
Пресс-служба Ил Тумэна.