САРГЫЛАНА ИГНАТЬЕВА: КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО – МЕТАВСЕЛЕННАЯ, ОБРАЩЕННАЯ В РЕАЛЬНОСТЬ
Продолжаем говорить о развитии культуры в Якутии на современном этапе. В этом смысле интересны мысли ректора Арктического государственного института культуры и искусств, кандидата педагогических наук, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Саргыланы Игнатьевой, которая работает с молодежью.
-Саргылана Семеновна, сегодня Якутия находится в арктической парадигме и является форпостом развития огромной территории северо-востока страны. Вспомним, что арктический вектор задал Первый президент Якутии Михаил Ефимович Николаев и его соратники. Ваш вуз, названный Арктическим, стал кузницей кадров для сферы культуры и искусства и сыграл большую роль в сохранении и укреплении традиций, культуры, без чего нет социально-экономического развития.
-Да, считаю создание АГИКИ одним из лучших проектов первого Президента Якутии Михаила Ефимовича Николаева и министра культуры и духовного развития в те годы, ректора-организатора нашего вуза, идейного вдохновителя Андрея Саввича Борисова. Почему? Потому что в университетском сообществе нет такого нишевого вуза, как Арктический институт, в миссию которого заложена концептуальная основа — сохранение и развитие культурного наследия народов Арктики и продвижение его ценностей в мировое культурное и образовательное пространство.
Институт создан на базе действовавших в 90-е годы филиалов ведущих российских университетов: Красноярского художественного института, Уральской госконсерватории, Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, Школы-студии МХАТ. Мы смогли на базе четырех уникальных отечественных академических школ гармонично выстроить систему образования по 14 направлениям культуры и искусства.
Сегодня АГИКИ — один из передовых и перспективных вузов России. Более 3,5 тысяч выпускников творят и созидают на Севере и в разных точках страны и мира. Ведущие режиссеры национальных театров Алтая, Тывы и Хакасии — выпускники якутской театральной школы. Многие управляют культурой регионов Дальнего Востока и Арктики, некоторые стали известными людьми в искусстве, науке, креативных индустриях.
АГИКИ сегодня — драйвер социально- экономического развития Якутии и Арктики в целом. Ведь благодаря постоянному воспроизводству творческого потенциала в нашей республике сохранилась и развивается сеть культурных учреждений. А это безусловно влияет на развитие каждого из нас, способствует всестороннему развитию, воспитанию и обучению наших детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.
К нам каждый год приходит талантливая молодежь, которая устремлена активно участвовать в процессе развития республики и страны. Нас радует, что таких становится всё больше и больше. И если в каждом населенном пункте есть хотя бы одно учреждение культуры, то оно и становится драйвером развития села, поскольку именно там создаются смыслы и есть перспектива развития.
Сегодня учреждения культуры пополняются квалифицированными молодыми специалистами, желающими жить и работать на своей земле, быть востребованными. Например, 60% выпускников этого года трудоустроились по полученному профилю или создали свой бизнес. Скоро увидим результат их труда — новые проекты, связанные с развитием кино, театра, музыки, IT-индустрии, дизайн-продуктов, новых технологий, как, например, проект «Экстра Синема» (автор проекта — выпускник АГИКИ Петр Чиряев), который масштабируется в зарубежных странах.
-Иногда говорят о том, что у нас в республике избыток театров, вообще культурных учреждений. Хотя практически каждый из них – национальная гордость: Саха театр, Театр Олонхо, о спектакле которого сказал в обращении к своей нации премьер-министр Индии Нарендра Моди, Русский драматический театр, Мирнинский театр и так далее. Что вы думаете о развитии культуры в Якутии? Как работать с молодежью, повышая ее культурный уровень?
-Современный мир — это мир интеллекта, цифр и оригинального, неординарного мышления. Молодежь цифровой эпохи мыслит знаками, символами, образами, что дает невероятные возможности. Очень важно для нее создавать пространства возможностей, таких, как «знаниевые» кластеры (высокотехнологичные театры, музеи, библиотеки), научно-творческие мастерские, лаборатории. Если молодежи будет интересно развивать свои идеи, свои, если хотите, метавселенные, то республика выйдет на совершенно новый уровень развития. Вспоминаю вопрос, заданный нам Первым президентом Республики Михаилом Ефимовичем Николаевым: «Когда же появятся дипломаты международного уровня, когда мы услышим Нобелевских лауреатов из числа молодых людей нашей республики?» В этом плане появление в будущем таких амбициозных инфраструктурных проектов республики, как Арктический центр эпоса и искусств, кинопавильон полного цикла, межвузовский кампус и другие, создаст новые возможности для молодежи, в целом и для повышения качества жизни людей.
-Что нового происходит в АГИКИ в новом учебном году?
-Стратегия вуза – быть лидером в своей сфере. Свой 25-летний юбилейный год встречаем достойно, став участником Программы технологического лидерства «Приоритет-2030» национального проекта «Молодежь и дети». Сегодня вуз становится университетом культуры, искусств и креативных индустрий, согласно Указу Главы республики Айсена Сергеевича Николаева и новой стратегии АГИКИ. Мы нацелены на практикоориентированность, и студенты с первого курса входят в команды реальных проектов. Так, студенты становятся авторами дизайн-кодов территорий, работают над реальными кейсами в ювелирном производстве, мастер-планировании пространств, научных исследованиях, творческих проектах региона, международных инициативах, таких, как Российско-китайский оркестр народных инструментов, в молодежных спектаклях.
-Какую роль в развитии культуры на современном этапе может сыграть Андрей Саввич Борисов – теперь уже как руководитель большого проекта — Культурного кластера «Арктический центр эпоса и искусств»»?
-Андрей Саввич обладает редкой способностью превращать идеи и концепции в успешно работающие институции. Он не просто руководитель, а, скорее, системный архитектор, который создает не просто учреждение или кластер, а проектирует целую модель культурного развития. Пример тому и Высшая школа музыки, и АГИКИ, и Театр Олонхо. Теперь он применяет этот опыт в масштабе кластера. Ключевой задачей данной структуры является создание синергии, в этом плане именно Андрей Саввич сможет создать живую экосистему, ядром и смысловой основой которой является мировой эпос. Арктический центр эпоса и искусств — это не просто грандиозное здание на берегу озера Сайсары, а воплощенная в камне и стекле философия, где традиции и современность будут жить в одном пространстве. Со временем кластер может вырасти из регионального проекта в национальный культурный центр России в Арктике, как в свое время Арктический институт стал ведущим образовательным центром страны по сохранению и развитию культуры народов Севера.
