АРКТИКА – НАШЕ ВСЁ
Наша республика живет сейчас в новой арктической парадигме развития. Что это такое? Какие в изменения происходят в Якутии с глобальными переменами в Арктической зоне? Об этом мы поговорили с министром по развитию Арктики и делам народов Севера Владимиром ЧЕРНОГРАДСКИМ.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НЕ НИЖЕ СРЕДНЕРОССИЙСКОГО
-Владимир Николаевич, недавно в телеинтервью гендиректор «Якутскэнерго», народный депутат Гаврил Алексеев, сказал, что арктические районы отстают лет на 10 от центральных. Между тем, стоит задача, чтобы уровень жизни там был не ниже, чем в среднем по России. Мы приближаемся к этим показателям?

С делегацией Минвостокразвитие в бухте Найба
-10 лет, больше или меньше – это вопрос открытый, поскольку четких критериев нет. Да, большие расстояния, неразвитость инфраструктуры, суровый климат с полярными ночами отражаются на уровне жизни. Но факт остается фактом – в последние годы, с принятием госпрограммы, указов Президента России и Главы Якутии об Арктике её развитие идет опережающими темпами. Строятся десятки социальных, культурных объектов, налаживается инфраструктура, заработала система торгово-логистических центров, совершенствуется северный завоз. А главное, появляются точки роста– энергетические и промышленные объекты, опорный пункт Северного морского пути в Булунском районе.
Развитие Арктики объявлено приоритетом государственной политики, реализуются новые программы и мегапроекты. Как сказал наш Президент Владимир Владимирович Путин, Россия будет прирастать Арктикой.
СУБСИДИРОВАННЫЕ АВИБИЛЕТЫ
-Да, планы, действительно, большие, взять развитие Севморпути, строительство атомного ледокольного флота. Но давайте опишем текущую ситуацию. Что делается для развития транспортной инфраструктуры – дороги, субсидии на авиабилеты?
-С 2022 года запущена новая программа субсидирования авиамаршрутов с круглогодичным периодом действия, без возрастных ограничений для жителей 13 арктических районов. Благодаря которой цены на авиабилеты снизились на 60%, перевозка пассажиров выросла в 7,5 раз.
В 2022 году возобновлена практика софинансирования расходов муниципальных образований на ремонт и содержание посадочных площадок.
Для перевозки пассажиров, различных грузов в особо тяжелых дорожных и климатических условиях арктическим районам направлялись межбюджетные трансферты на приобретение транспортных средств повышенной проходимости, в результате чего восьми арктическими районами закуплен новый вездеходный транспорт.
Казенное предприятие «Дороги Арктики», созданное в 2014 году, обеспечивает надлежащее состояние автозимников в арктических районах.
«ОПТОВОЛОКНО ПРИХОДИТ В АРКТИКУ»
-Что с социальной инфраструктурой — строительство социальных и культурных объектов, ЖКХ, энергетика, высокоскоростной интернет?
-С 2020 года в Арктической зоне республики начата реализация программы по переселению граждан из аварийного жилья, в рамках которой в семи арктических районах введены 27 многоквартирных жилых домов на 448 квартир, планируется строительство еще 24 жилых домов (427 квартир) общей площадью более 30 тыс. кв. м.
Ведется строительство социальных объектов. Это больничные комплексы, ФАПы, врачебные амбулатории, детские образовательные, спортивные объекты. (Подробнее о социальных объектах в конце материала – примечание редакции).
На сегодня на федеральные средства построены 10 торгово-логистических центров. В этом году будет еще три. Все арктические районы будут иметь ТЛЦ.
В рамках региональной программы «Чистая вода» обеспечен ввод водоочистной станции в поселке Батагай; в 2025 году планируется ввод канализационно-очистного сооружения в Чокурдахе.
Доставлены и находятся на стадии обустройства пять объектов термического обезвреживания твердых бытовых отходов в Абыйском, Жиганском, Момском, Оленекском и Среднеколымском районах.

В настоящее время к высокоскоростному оптоволоконному интернету подключены населенные пункты Анабарского, Оленекского, Жиганского районов. В рамках проекта «Синергия Арктики» (федеральные средства) начаты работы по подготовке внутренних сетей Верхоянского района к подключению к оптоволокну в 2026 году.
Оптоволоконный кабель по морю должен прийти в Булунский район.
В 2020 году в Тикси ПАО «Русгидро» введен в эксплуатацию ветродизельный комплекс мощностью 3,9 МВт. В том же в году селе Оленек введена в эксплуатацию дизельная электростанция мощностью 4,7 МВт, ставшая самым крупным по мощности энергообъектом за всю историю АО «Сахаэнерго».
По соглашению с АО «Саханефтегазсбыт», подписанному в 2022 году в рамках дальневосточной концессии, привлечены инвестиции на модернизацию арктических нефтебаз. Реализация проекта позволит решить проблему крайней изношенности нефтебазового хозяйства и повышению экологической безопасности в Арктике.
СЕВМОРПУТЬ И ЯКУТИЯ
-Какие изменения происходят с развитием Севмопути?
— В настоящее время интенсивность навигации существенно различается в восточном и западном секторе Арктики – более 90% всех рейсов приходится на ее западную часть.
Дисбаланс в развитии транспортной инфраструктуры подкрепляется разным уровнем геологического изучения и освоения месторождений полезных ископаемых.
Однако в эти годы активизировалось развитие восточной части. Это прежде всего планы по строительству морского порта Найба с расширением границ морского порта Тикси — базового порта Восточного участка Северного морского пути. Основные точки роста — освоение месторождений (Кючус, Тирехтях, Прогноз). Напомню, что мастер-план Найба-Тикси будет защищаться в марте на Международном арктическом форуме в Мурманске.
Развитие Северного морского пути, кроме морехозяйственного комплекса, требует развития аэропортов и дорожной инфраструктуры. Вся транспортная инфраструктура в Арктике должна развиваться в совокупности. В целях развития в будущем автодороги межрегионального значения (Республика Саха (Якутия) – Чукотский автономный округ – Магаданская область) необходимо продолжить строительство участка дороги Зеленый мыс – граница Чукотского автономного округа для скорейшей доставки грузов из порта Зеленый мыс .
С советских времен колымские районы Якутии играли большую роль в снабжении северо-востока страны. Перспективы развития Колымских районов связаны с освоением Баимской рудной зоны в Чукотском автономном округе, развитием Зырянского угольного разреза. Соответственно будет развиваться Зеленомысский порт, а вместе с тем весь бассейн реки Колыма.
ЭКОЛОГИЯ В АРКТИКЕ
-Много говорится об экологии в Арктике, что неразрывно связано с жизнью людей, постоянно живущих там. Что делается по охране окружающей среды?
-В сфере экологической безопасности ликвидировано хвостохранилище Куларской золотоизвлекательной фабрики – наиболее опасный объект накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне.
Якутия стала пилотным регионом по реализации федерального проекта «Чистая Арктика» по очистке от накопленного металлолома. За все время с начала реализации проекта (с 2021 года) в 2024 году на территории Республики Саха (Якутия) собрано наибольшее количество металлолома и других отходов – порядка 700 тонн, очищена территория в 9 га. Акции проведены в Тикси, Саскылахе, Депутатском, Батагае и Эсэ-Хайа Верхоянского района.
Всего с 2021 года в Якутии по проекту «Чистая Арктика» собрано порядка 1 550 тонн металлолома и других отходов и очищена территория площадью 40 га. Движение волонтеров при этом набирает обороты.
ТОЧКИ РОСТА АРКТИКИ
-Возрождение Арктики связывают с масштабными геологическими изысканиями. Они начались?
Перспективны месторождения алмазов, редких металлов, нефти и газа, угля в Анабарском, Оленекском и Булунском улусах. Это Томторское месторождение, Прончищевский и Западно-Анабарский участки нефти и газа, Таймылырское месторождение угля. Развитие Усть-Янского горно-промышленного кластера, включающего территории трех улусов, связано с разработкой месторождений рудного золота Кючус, олова, россыпей золота Куларского рудно-россыпного узла. Есть целый ряд других перспективных месторождений.
Есть предпосылки сырьевой базы газа и нефти; запасы углеводородов как для потребностей республики, так и для устойчивого транзита через Северный морской путь в страны АТР.
ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИКИ
-Какие преференции получают жители Арктики?
-Для повышения уровня жизни и стабилизации численности населения в Арктической зоне Якутии, начиная с 2018 года жители арктических районов освобождены от уплаты транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Якутия первой среди арктических регионов страны запустила новую модель арктической медицины. В 2023 году по поручению Главы республики создан Региональный центр мобильных бригад. За прошлый год осмотром мобильных бригад были охвачены все арктические населенные пункты — осмотрено 33,5 тысяч человек.
В рамках программы «Учитель Арктики» предоставляются единовременные выплаты проездных и подъемных расходов выпускникам педагогических специальностей, трудоустроенным в арктических районах, проводятся курсы повышения квалификации для учителей из арктических районов.
По региональной программе «Дети Арктики» осуществляется оплата проездных расходов детям из арктических районов для участия в творческих мероприятиях за пределами республики. В прошлом году оплачены проездные расходы 88 талантливым детям.
За счет средств федерального бюджета в детские оздоровительные лагеря направляются дети, обучающиеся с 5 по 8 класс. В 2024 году отдыхом и оздоровлением на черноморском побережье Краснодарского края обеспечены 179 детей с охватом всех 13 арктических районов.
В поддержку федеральных инициатив утверждены региональные налоговые льготы. (О них подробнее в конце материала – примечание редакции)
ПЕРСПЕКТИВЫ СНИЖЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДУКТЫ
-Что с ценами на продукты питания, как их можно снизить, помимо открытия ТЛЦ?
-Сложная транспортная схема обуславливает высокую долю транспортной составляющей, которая достигает 80% в конечной стоимости товара. Если взять цену всех завозимых по северному завозу продовольственных товаров порядка 1,3 млрд рублей, то мы субсидируем из них 300 млн рублей.
Основным вектором развития продовольственного обеспечения должно быть уменьшение доли завозимой продукции — производство и реализация местной продукции на местах.
Более 60% населения арктических районов Якутии — сельские жители, в целом в Арктической зоне на начало 2023 года проживает 12,2% от общей численности сельского населения республики, тогда как доля численности всего населения составляет 6,4%.
В Арктике содержится 75% поголовья северных домашних оленей республики (127,7 тыс. голов на 1 января 2024 года), вылавливается до 87% рыбы по республике – это почти 5 тыс. тонн ежегодно.
Сельское хозяйство является основой экономики арктических районов республики. Экономическая и физическая доступность для населения локальных традиционных продуктов питания является стратегической задачей для здоровьесбережения и повышения качества жизни.
В декабре утверждена Концепция развития сельского хозяйства в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) до 2035 года.
Из госбюджета республики стопроцентно возмещаются поставки поголовья скороспелой живности и кормов в арктические районы.
За счет регионального бюджета покрываются затраты на приобретение товарного поголовья северных домашних оленей. Размер составляет 85% стоимости оленей. Всего оленеводческими хозяйствами приобретено в 2022 году – 1 584 голов, в 2023 году – 1 750 голов оленей.
В целях развития местного производства оказывается поддержка предприятиям хлебопекарной промышленности и производителям молочной продукции в арктических районах.
В 2022 году на укрепление материально-технической базы предоставлены субсидии предприятиям по производству кисломолочной продукции из восстановленного молока Верхоянского, Анабарского и Оленекского районов. Производства запущены, продукция с 2024 года реализуется в местных магазинах.
В целях увеличения доли потребления местной продукции получено федеральное финансирование на реализацию проекта по строительству цеха по переработке мяса, овощей и дикоросов.
ЯКУТИЯ: АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
— Что вы думаете об арктической парадигме развития республики? Арктика занимает 58% территории Якутии, недаром мы заявляем о себе как арктическом регионе. У нас есть Международная арктическая школа, АГИКИ, вводится Арктический центр эпоса и искусств. Нынешний глобальный интерес к Арктике показывает, что мы на верном пути.
-Арктическая парадигма входит в парадигму развития России. Это шельфовые проекты, Севморпуть – альтернатива Суэцкому каналу и ближайший путь из Европы в страны АТР. Мы в Якутии всегда говорили о развитии Арктики, циркумполярности. И значение Арктики для мира постоянно растет. Значение Якутии в арктической парадигме страны растет. Значит, мы всегда были на верном пути. В Советское время по Лене сплавляли миллион кубометров древесины в Японию. Теперь из Якутии построены газо- и нефтепровод, огромные поставки угля из Эльги, для чего построена большая частная железная дорога. Заговорили о реализации проекта прямого железнодорожного пути из Нерюнгри до северо-востока Китая (город Мохэ).
Со временем грузы из Китая и других стран АТР могут поставляться через реку Лена и далее по Севморпути.
Взять наше министерство – у нас не только 13 арктических улусов, мы курируем госпрограммы по развитию Арктики отраслевых ведомств. осуществляем государственные функции по развитию коренных малочисленных народов Севера в 21 районе. Обеспечение социально значимыми продуктами питания – это 241 труднодоступный населенный пункт, не только в отдаленных районах, но и в центральных и заречных. Получается, работаем практически по всей республике.
Создание и продвижение бренда для Арктики, позиционирование республики как лидера арктических широт позволяет повысить привлекательность территории, обеспечивает становление республики культурным центром Арктики не только федерального, но и мирового уровня.
-Какие большие промышленные, инфраструктурные проекты запланированы на ближайшие годы?
-В русле реализации стратегических документов по развитию Арктической зоны до 2035 года надо отметить:
реализацию промышленного потенциала Арктической зоны Восточной Арктики с началом освоения Баимской рудной зоны, Кючуского кластера месторождений твердых полезных ископаемых, планами по развитию агломерации Тикси-Найба со строительством морского порта.
В новых промышленных районах узловыми логистическим базами станут глубоководный морпорт Найба, порты Нижнеянск, Зеленый мыс, поселки Усть-Куйга, Батагай и Черский.
Введен автозимник продленного действия из Тополиного до Верхоянского района. Реализация крупных проектов на Яне определит дальнейшее строительство дороги до Батагая и Усть-Куйги, обеспечив Янскую группу районов круглогодичной связью с Центральной Якутией.
Создание глубоководного морпорта Найба и строительство дороги от Усть-Куйги до морпорта закольцует арктическую транспортную артерию с выходом меридиональной дороги на Севморпуть и Центральную Якутию (а в дальнейшем и на Китайскую Народную Республику), существенно упростив вопрос обеспечения северного завоза и определив новый виток развития морехозяйственного комплекса республики.
Особую значимость приобретает проект по развитию порта Зеленый мыс и строительству автодороги до границы Чукотского округа для обеспечения промышленных предприятий Баимской рудной зоны.
В сфере энергоснабжения – это начало строительства атомной станции малой мощности в Усть-Куйге, модернизация дизельной генерации в ряде районов, в том числе ввод гибридных ДЭС, а также планы по переходу на независимые от завоза источники энергии, что приведет к снижению себестоимости производства местной продукции, повышению самообеспеченности арктических районов.
В ближайших планах освоение Томторского месторождения на границе Оленекского и Анабарского районов.
БУДЕТ ЛИ ОЙМЯКОНСКИЙ УЛУС АРКТИЧЕСКИМ?
-Сложно ли сделать еще один район республики – Оймяконский – арктическим?
-Есть мнение, что Оймякон должен относится к Арктике из-за климатических условий, потому что там находится Полюс холода.
Арктическая зона РФ выделяется как объект государственного управления, а не как особая климатическая зона.
На международном уровне первым критерием отнесения той или иной территории к Арктике, является ее нахождение за линией Северного полярного круга. С ним связаны факторы природной дискомфортности – дефицит солнечной радиации и нарушение привычных неарктическим жителям суточных ритмов — чередования дня и ночи.
В Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года установлены особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике, основной из которых является — устойчивая географическая, историческая и экономическая связь с Северным морским путем.
Дополнительное включение восьми районов республики в 2018 году в состав Арктической зоны РФ было обосновано их связностью с Северным морским путем, включающим в себя не только морские акватории, служащие преимущественно транзитными путями, но и порты в низовьях северных рек, где производится разгрузка-погрузка судов; объединением районов между собой по бассейновому принципу.
В Оймяконском районе связность с Северным морским путем, неразрывность хозяйственных связей, единство и целостность государственного управления с арктическими территориями отсутствуют. В отличие от труднодоступных арктических районов, через Оймяконский район проходит автомагистраль М56 «Колыма», соединяющая его с Якутском и Магаданом.
Особый статус Оймяконского района как Полюса холода возможно прописать в документах стратегического планирования на муниципальном и региональном уровнях – Стратегии социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период, Стратегии социально экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года.
СНАБЖЕНИЕ АРКТИКИ НА НОВОМ УРОВНЕ
-Как устроены транспортно-логистические центры, насколько успешно работают?
Торгово-логистические центры (ТЛЦ) – это современный торговый зал с оборудованием, овощехранилищем и складскими помещениями, с необходимыми условиями для хранения продуктов.
Основным оператором по доставке грузов социально значимых продовольственных товаров, в том числе муки и социально значимых продовольственных товаров расширенного ассортимента на сегодняшний день является АО «Арктическая торгово-логистическая компания» (АТЛК).
В период автозимника продовольственные товары доставляются до населенных пунктов по межулусным перевозкам (с оптовых депонационных баз АТЛК в Якутске или Нижнем Бестяхе до райцентров, где расположены ТЛЦ), затем по внутриулусным перевозкам с райцентров до мест назначения населенных пунктов. В период навигации также грузы доставляются до райцентров, хранятся до наступления автозимника и доставляются по внутриулусным перевозкам с райцентров до мест назначения населенных пунктов. Авиацией в основном доставляются быстропортящиеся продукты: овощи, фрукты, молочная продукция, колбасная, яйца, кондитерские изделия, детское питание и прочее.
Проект призван обеспечить ценовую доступность и расширенный ассортимент продуктов для здорового питания населения.
Ключевой эффект ТЛЦ – это обеспечение хранения в надлежащих условиях большего количества продовольственных товаров в современных овощехранилищах, морозильных камерах и складских помещениях.
На сегодняшний день объемы завоза расширенного ассортимента возросли в шесть раз по сравнению с 2020 годом. Поставка овощей благодаря строительству ТЛЦ увеличилась в пять раз.
ТЛЦ также могут выполнять функции организованного закупа, первичной переработки, хранения, сбыта продукции местных товаропроизводителей в ТЛЦ. В прошлом году на базе пилотных торгово-логистических центров организованы пункты заготовки дикоросов. Данный эффект выражается в возможности повышения доходов местного населения.
Глава Якутии ставит задачу по загрузке обратных перевозок. С этой целью к началу навигации в Якутске откроется консервный завод. Увеличение поставок из арктических районов мяса, рыбы, дикоросов позволит увеличить доходы населения.
Подробно о строительстве объектов в Арктической зоне республики
В 2020 году открылся больничный комплекс с терапевтическим и детским отделениями в п. Батагай Верхоянского района, введены Детский центр искусств и многофункциональный спортивный комплекс в Среднеколымске, поставлены четыре модульных фельдшерско-акушерские пункта в селах Бахынай Жиганского района, Юкагир Усть-Янского района, Березовка Среднеколымского района, Быковский Булунского улуса.
В 2021 году введены врачебные амбулатории в селе Алеко-Кюель Среднеколымского района, с. Куберганя Абыйского района, школа-сад на 120/75 мест в с. Харыялах Оленекского района, детский сад на 75 мест в п. Черский Нижнеколымского района, завершено строительство культурно-спортивного комплекса в п. Зырянка Верхнеколымского района, реконструкция аэропортового комплекса в с. Жиганск Жиганского района.
В 2022 году введены школа-сад на 60/30 мест в Кыстатыаме Жиганского района, этнокультурный центр «Осикта» в Уяндино Усть-Янского района, завершено строительство восьми врачебных амбулаторий в селах Кустур Эвено-Бытантайского района, Налимск Среднеколымского района, Сасыр Момского района, Кюсюр Булунского улуса, Нелемное Верхнеколымского улуса, Сайды Верхоянского улуса, Андрюшкино Нижнеколымского улуса, поселке Усть-Куйга Усть-Янского улуса, три ФАП в селах Хайыр Усть-Янского района, Хайысардах Верхоянского района, Чкалов Аллаиховского улуса, здания судебно-медицинского и патологоанатомического отделения в Тикси.
В 2023 году построено семь социальных объектов: школа на 220 учащихся в селе Батагай-Алыта, школа на 275 учащихся в Чокурдахе, врачебные амбулатории в селах Сасыр Момского района, Андрюшкино Нижнеколымского района, фельдшерско-акушерские пункты в селах Боронук Верхоянского района, Хайысардах Верхоянского района, Бестях Жиганского района.
В 2024 году введен больничный комплекс на 22 койки с поликлиникой на 104 посещения в смену в Хонуу Момского района, многофункциональный спортивный комплекс им. Романа Дмитриева и центр этнокультурного развития и народного творчества «Дюмия» в Жиганске, фельдшерско-акушерские пункты в селах Суордах и Барылас Верхоянского района.
В рамках Соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и ПАО «РусГидро» о сотрудничестве при реализации проектов по модернизации дизельной генерации в Республике Саха (Якутия) реализуются пилотные проекты по строительству дизельных электростанций с использованием возобновляемых источников энергии и с накопителями энергии в рамках энергосервисных договоров. В 2021-2022 годах введено в эксплуатацию шесть объектов генерации в Момском и Верхоянском районах.
Для справки
В Арктической зоне Якутии расположены четыре национальных района республики, 49 населенных пунктов являются национальными — это 70% населенных пунктов республики, отнесенных к местам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.
На сегодня по 10 введенным ТЛЦ общая площадь составляет 8 218,25 кв.м., в том числе 1 372,64 кв.м. овощехранилищ, 3 507,74 кв.м. теплых складов, 424,36 кв.м. холодильных камер.
Реализуется проект «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики», направленный на сохранение и популяризацию родных языков и культурного наследия коренных малочисленных народов Севера. В 2020 году проект получил статус проекта Арктического совета — ведущего межправительственного форума.
С 2020 года реализуется программа «Молодой оленевод», направленная на улучшение жилищных условий семей. В 2024 году по программе в два раза увеличен размер единовременной выплаты, которая составила 2 млн рублей.
Республика является лидером среди российских регионов в защите прав и интересов коренного населения. Якутия является единственным регионом России, где законодательно закреплена обязанность проведения этнологической экспертизы при планировании хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания малочисленных народов.
На сегодняшний день проведено 66 этнологических экспертиз на общую стоимость оцененных убытков – 1 млрд 366 млн рублей. Всего получателей по результатам проведенных этнологических экспертиз – 163 субъекта, в их числе кочевые родовые общины, предприятия и иные организации.
Оказывается государственная поддержка коренным малочисленным народам Севера. 29 некоммерческих организаций коренных малочисленных народов Севера получили гранты на реализацию 10 проектов и укрепление материально-технической базы 18 кочевых родовых общин.
Одной из основных задач является повышение доступности и качества образования в Арктике, подготовка кадров из числа местного населения и привлечение квалифицированных специалистов.
С целью подготовки кадров, востребованных в ключевых отраслях экономики, по программе «Президентская единая субсидия» в филиалах Центра подготовки рабочих кадров «Арктика» в 2024 году открыты шесть современных мастерских по направлениям «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» и «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» в Тикси, «Сетевое и системное администрирование» и «Управление бульдозером» в Батагае, «Технологии моды» и «Фотография» в Жиганске. На базе мастерских будут создаваться учебно-производственные комплексы совместно с предприятиями арктических районов, что позволит реализовать практическое и дуальное обучение студентов, проводить обучение отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости».
О налоговых льготах для жителей Арктики
Для арктических резидентов по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций:
— пониженные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением организаций, реализующих проекты в сфере добычи полезных ископаемых) в размере 0% на первые пять лет, в которых была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений и 10% на следующие пять лет;
— нулевая ставка по налогу на имущество организаций на 2021-2025 годы.
В части льгот по земельному налогу рекомендация об установлении пониженных ставок направлена в адрес 13 арктических муниципальных образований республики.
Статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) получили 17 резидентов с 18 проектами с созданием 560 новых рабочих мест с общим объемом инвестиций 6 538,26 млн рублей.
Также в нашей республике еще до принятия федеральных льгот введены льготные налоговые ставки для субъектов малого и среднего предпринимательства арктических районов применяющих упрощенную систему налогообложения:
УСН Доходы 2% для арктических районов за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничную продажу алкогольной продукции;
УСН Доходы минус расходы 5% для видов деятельности: сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство рыболовство, рыбоводство, обрабатывающее производство.
Игорь Саввинов.