КАЖДАЯ БАБУШКА ДОЛЖНА «ДОПОЛЗТИ» ДО ВЛАСТИ?

Мнения на круглом столе Экспертного клуба по реформе МСУ разделились. Были те, которые резко против, но большинство – «за». Всего участвовали 42 человека: депутаты, представители АГиП, администраций районов, главы наслегов, общественники и журналисты.

Это Владимир Прокопьев, председатель постоянного Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Ил Тумэна. Павел Петров, председатель парламентского Комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике, Андрей Находкин, председатель Комитета Госсобрания по селу и аграрной политике. Народные депутаты Павел Ксенофонтов, Иван Данилов. Также:

Попов Иван, руководитель Департамента по вопросам местного самоуправления Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я).

Василий Сапсай  – совет муниципальных образований РС(Я), общественники Иван Шамаев, Сергей Сюльский, юрист Макар Яковлев,

Глава Верхневилюйского улуса Владимир Поскачин, заместитель главы Нюрбинского улуса Макар Семенов, главы Тахстахского, II Нерюктяйинского, Хоробутского и других наслегов.

Также журналисты, политологи.

Сам законопроект на 220 страницах, и обычные граждане вряд ли его изучают. Поэтому важны разъяснения экспертов.

Депутат Владимир Прокопьев напомнил, что в нулевых годах принимал участие в организации местного самоуправления в республике, а также остановился на плюсах законопроекты Клишаса-Крашенинникова. Он является логическим продолжением принятого в декабре ФЗ-414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» и изменений в Конституции РФ. В принятый закон якутские парламентарии подготовили целый ряд поправок, которые были поддержаны другими регионами.

Основное в новом законопроекте – переход на одноуровневую систему. «Здесь без вариантов», — сказал Владимир Михайлович.

Еще важное положение: муниципальным образованиям могут быть переданы государственные полномочия, не отображенные в законе. В общем полномочия у муниципалитетов могут быть расширены. В Якутии на базе 34 районов будут созданы 34 муниципальных округа и два городских округа (которые уже есть).

По поводу наслегов депутат Прокопьев сказал: «Будут территориальные органы местного самоуправления. Республика будет сама решать, сколько их будет».

До какого числа Ил Тумэн может вносить поправки? Примерно до конца января они должны быть собраны и переданы в Госдуму в начале февраля.

Журналист Елена Тихонова задала вопрос о том, останутся ли выборы на муниципальном уровне в этом году?

Иван Попов пояснил, что выборы должны пройти 11 сентября в единый день голосования, поскольку закон вводится в действие с 2023 года. Однако сейчас никто не знает, какие изменения законодатели внесут во втором чтении.

Останутся ли выборы глав районов (с 2023 года уже округов)? По законопроекту есть три варианта на усмотрение региона: прямые выборы, выборы из числа депутатов окружного совета, внесение кандидатур главой региона. Айсен Николаев заявил, что он за прямые выборы.

Журналист Сергей Сумченко спросил: «Останутся ли округа в границах нынешних районов? Ведь есть большой соблазн создать бездотационные округа, например, в Нерюнгри, в Алдане».

Владимир Прокопьев ответил, что до конца переходного периода – 2028 года этого произойти не должно.

Как обычно громким было выступление Владимира Поскачина. «Я резко против законопроекта, — сказал он. – 28 декабря мы свое мнение направили в Ил Тумэн. Неизвестно. Пройдет ли законопроект. Для Якутии необходимо оставить двухуровневую систему власти. Когда принимали 131-й закон, первый козырь был: шаговая доступность, чтобы любая бабушка могла дойти, доползти до власти, избранного главы и решить свои проблемы».

Он обратил внимание на серьезные расхождения в определении местного самоуправления. Сейчас это форма осуществления народом своей власти, а предлагается: гарантируется Конституцией РФ как форма самоорганизации граждан. «Теперь народ для государства, а не наоборот», — заключил Владимир Поскачин.

Также глава Верхневилюйского района заметил, что власть должна опираться на народ, как на фундамент: пирамиду Хеопса ведь не сверху строили, а снизу, с фундамента! И предложил, чтобы в Якутии осталась двухуровневая система с учетом нашей специфики – больших расстояний.

Заместитель главы Нюрбинского улуса Макар Семенов поддержал законопроект, сказав, что российской демократии не 400 лет, как западной, поэтому одноуровневая система более приемлема.

Выступили несколько глав поселений, и все они были против законопроекта, потому что опасаются за судьбу своих наслегов.

Исполняющий обязанности главы Олекминска сообщил, что они работают над преобразованием города в городской округ.

Народный депутат Павел Ксенофонтов предложил ввести переходный период в Якутии не с 2023, а с 2025 года.

Известный юрист Макар Яковлев заметил, что страной управлять трудно, когда каждое поселение имеем свой герб, гимн, а бывают главы, которые не подчиняются республике.

Собравшиеся вспомнили также о частых конфликтах между главами районов и райцентров. Поэтому с точки зрения совершенствования управления – это нормальный законопроект.

Иван Шамаев сказал, что «мы не готовы принять такой закон». Он отметил, что обсуждение идет широко, что означает пробуждение гражданского общества. Шамаев высказал обеспокоенность тем, что после отмены принципа «двух ключей» в 2004 году идет дальнейшее наступление на землю и природные богатства республики. В законопроекте говорится, что муниципальные округа не будут административно-территориальными единицами, то есть население будет отрываться от территории, считает общественник. Поэтому надо сохранить административно-территориальные единицы.

Представитель совета муниципальных образований РС(Я) Василий Сапасай, имеющий большой опыт в местном самоуправлении, подытожил разговор. Он сказал, что выборы 2022 года пройдут по прежней схеме. После введения закона 1 января 2023 года, когда истекут полномочия депутатов райсовета, будет избираться уже окружной совет. Главы, депутаты поселений уже избираться не будут. Полномочия поселений будут исполнять муниципальные округа.

-А территориальные органы никуда не исчезнут, не исчезнут наслеги как населенные пункты, и административно-территориальное деление никуда не исчезнет, — сказал Василий Сапсай. – руководителей поселений будет назначать окружной совет или глава округа после встреч с населением. Руководители территориальных органов будут в статусе выборного должностного лица. При этом они создают в округе коллегиальный орган.

Не каждый населенный пункт может стать городским округом. Взять тот же Олекминск. Если он станет городским округом, то на остальной части района не будет своей районной больницы и прочих организаций, то есть для создания ГО нужны экономические обоснования. Например, город Удачный, который в 500 км от райцентра, мог бы стать ГО.

-Делается все, чтобы переход к новой системе был безболезненным, — подчеркнул Василий Сапсай. – Айсен Николаев в своем обращении к Ил Тумэну на пленарном заседании 17 января сказал, что он сторонник прямых выборов глав округов.

Все-таки могут ли объединяться районы, либо, как это говорят некоторые, будет нарезка по границам избирательных округов? Ветеран местного самоуправления считает, что таких глобальных преобразований не будет – это чьи-то «свободные фантазии». Административно-территориальное деление у нас определено республиканским законом. И 131-м ФЗ, и законопроектом Клишаса-Крашенниникова предусмотрены разделение или слияние муниципальных округов. Но такого не будет, поскольку полномочия по установлению границ муниципалитетов находятся у Ил Тумэна.

Игорь Саввинов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика