НАЧАЛАСЬ СЕРЬЕЗНАЯ БИТВА ЗА АРКТИКУ
Экспансия США в Арктике, ее притязания на Канаду и Гренландию еще раз говорят о возрастающей роли мировой Арктической зоны. Напоминаем, что Якутия имеет самую длинную береговую линию в Арктике протяженностью 4,5 тысячи км, является самой большой административно-территориальной единицей на северной макушке Земли. А с переориентацией экономики в АТР значение Якутии будет постоянно возрастать. Как известно, расстояние от нашего региона до Китая небольшой. В прошлом веке были пешие тропы, и китайские товары доставляли сюда ими. Прослеживается путь из КНР по реке Лена до Севморпути.
Это только кажется, что огромные заснеженные просторы будут оживленными нескоро. Историки могут вам рассказать, что в древние времена хуннов и ранее территория от нынешней южной Якутии до Охотского моря была изъезженной и освоенной. Также были сообщения вдоль Полярного круга до нынешней Европы, включая Скандинавию.
Недаром сегодня Айсен Николаев ставит вопрос о продолжении железной дороги от Нижнего Бестяха в сторону Магадана, что приведет к экономическому росту во всем Дальнем Востоке.
Во время Восточного экономического форума в 2024 году глава Якутии на сессии «Логистическая связанность России. Влияние состояния транспортных коридоров на экономическое развитие» отметил, что в новых геополитических реалиях состояние транспортного и энергетического каркаса Дальнего Востока России является тормозом поступательного развития экономики региона.
«Поворот на Восток означает, что на восточном побережье страны от Магадана до Владивостока и в Восточной части Севморпути должны строиться больше морских портов и автомобильных и железных дорог к ним. Важнейшая задача обеспечения транспортной связности страны – это круглогодичный сквозной проезд из городов Восточной Сибири через территории Якутии и Магаданской области с выходом на Охотское море», — подчеркнул Айсен Николаев (ЯСИА).
По словам главы Якутии, проект позволит вовлечь в оборот 140 месторождений золота, серебра, цинка, запасы которых оцениваются в 5,2 трлн рублей, что сделает железнодорожное сообщение быстро окупаемым. Промышленное развитие территорий на основе освоения минерально-сырьевых ресурсов в зоне тяготения железнодорожной линии обеспечит загрузку до 24 млн тонн грузов в год в обоих направлениях к 2045 году, что радикально повысит эффективность использования железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск.
Айсен Николаев напомнил, что Якутией для снижения существующего дефицита провозной способности Восточного полигона Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей также инициировано создание нового транспортного коридора, включающего железнодорожный мостовой переход «Джалинда (Амурская область) — Мохэ (КНР)» и реконструкцию участка железной дороги Сковородино — Рейново протяженностью 68 км. При реализации этого проекта грузооборот составит 20-30 млн тонн.
Якутская Арктика сегодня только начинает развиваться. По словам руководителя республики, есть проект, по которому Северный морской путь планируется связать с сетью автомобильных дорог. Это строительство автозимника продленного действия на участке от федеральной автодороги «Колыма» через месторождение «Прогноз» до близлежащего села Барылас в Верхоянском улусе (350 км) за счет собственных средств «Полиметалл УК». Он, став частью круглогодичной автомобильной дороги «Яна», объединит в единый комплекс месторождение серебра «Прогноз», месторождение золота «Нежданинское» и серебро-полиметаллическое месторождение «Верхне Менкече» с формируемым в Арктике новым Кючусским горнопромышленным кластером.