НУЖНО ПОВЫШАТЬ ПРЕСТИЖ УЧИТЕЛЯ
Алексей Семенов в свои 49 лет имеет большой опыт в образовании: работал учителем, директором 2-й школы Якутска, начальником управления образования столицы республики, ныне директор школы №5 города, депутат Якутской городской Думы. В нашем разговоре он рассказал о насущных проблемах городского образования, о том, как выполнены задачи Года детства в республике, о престиже учительского труда.
-Алексей Климентьевич, в Гордуме целая «фракция» работников образования: три директора школы, одна заведующая детсадом, первый заместитель председателя Евдокия Ивановна Евсикова – ранее начальник управления образования. Какие основные вопросы вы решаете?
-Эта добрая традиция – большое количество работников образования в Гордуме, и это не случайно, потому что в городе много образовательных учреждений, десятки тысяч педагогов, учеников. И проблем, естественно, много. Например, вопрос медицинского сопровождения в школах, который нужно решать на федеральном уровне, а инициатива должна идти «снизу».

-Сейчас в школах нет медработников?
-Вот заключаю договор с поликлиникой на следующий год. К нам приходят врачи в ходе прививочной кампании, по диспансеризации. Посмотрите, в городе нет маленьких школ. У нас с 8 до 19 часов в здании находятся около тысячи человек — это крупный населенный пункт, поэтому медик должен находиться. Через депутатский корпус Ил Тумэна мы этот вопрос продвигаем. Радует, что в этом году Президент России сказал, что медицинские кабинеты в школах надо обновлять или открывать.

-Год детства в Республике Саха (Якутия) подходит к завершению. Упор делался на физическое и психологическое здоровье детей. На примере своей школы и опыте коллег что сделано в плане укрепления здоровья, физкультуры и спорта, детского отдыха, туризма, психологического благополучия?
-Да, ведь главным событием года были Игры «Дети Азии». Многие спортивные объекты отремонтированы, территории благоустроены. В нашей школе в ходе капремонта отремонтирован спортзал, благоустроена прилегающая территория. Рад, что в детском лагере «Спутник» возведены теплые круглогодичные корпуса, в этом направлении надо дальше работать, чтобы все лагеря имели круглогодичные корпуса.

-А кто там будет зимой?
-В целях усиления учебно-воспитательного процесса там могут отдыхать и заниматься школьники, это хорошая подготовка для молодых преподавателей. Во 2-й школе у нас постоянно один класс находился в «Ленском крае», в Октемцах, решали задачи уровня олимпиад, отдыхали. Через «Спутник» проходили молодые учителя. И чем ближе детский лагерь, тем меньше расходов. Такой формой учебы и отдыха у нас охвачено недостаточно детей.
-А что улучшилось в плане физкультуры и спорта?
-Как я уже сказал, все ДЮСШ, многие спортобъекты отремонтированы. Кстати, в городе большая проблема — не хватает площадей для занятий физкультурой. По нормативам количество часов по предметам пропорционально площадям для занятий, и спортзалов в больших школах должно быть несколько. Тем более, что у наших детей низкая подвижность, гиподинамия. Поэтому мы стараемся развивать малозатратные виды спорта. Поставили теннисный стол, благоустроили двор школы. Надо развивать туризм. Я пришел в альпинизм и скалолазание через желание привлечь туда детей. Во 2-й школе в 2015 году открыли скалодром. А туризм – это родственный вид спорта. Я сейчас руководитель Федерации альпинизма и скалолазания, разрабатываем маршруты, который входят в российский реестр. Надо сказать, что гор в Якутии больше, чем на Кавказе. Благодаря помощи Ил Дархана Айсена Сергеевича Николаева, министра спорта Леонида Николаевича Спиридонова, Международного комитета «Дети Азии» построили скалодром международного уровня в спорткомплексе «Дохсун». В планах – развитие спортивного туризма. Спортивное ориентирование в школах хорошо развивается.
-Как решается проблема переполненных школ в городе?
-Да, в последнее время каждый год прибавляется 2000 учеников. Если построена школа в микрорайоне «Прометей» на тысячу мест, то надо по две таких школы каждый год строить. Конечно, мы постоянно ставили это вопрос, и сейчас утвержден мастер-план Якутска, в котором заложено строительство 12 школ. В городе строится и будут введены в строй в ближайшее время школы на ДСК, пристрой 29 школы, пристрой 19 школы на Птицефабрики, Кадетская школа в Мархе, Саха-политехнический лицей.
В ближайшее время может возникнуть проблема педагогических кадров. Например, учителей физиков в год наш СВФУ выпускает 9-10 человек, и их уже не хватает. Нужно больше учителей математики, информатики.
-Глава Якутии Айсен Николаев сказал в преддверии Года детства: «Мы обратим внимание на каждого ребенка, создадим атмосферу доброжелательности и заботы. Надо растить детей смелыми и инициативными». Что можно сделать и что делается в этом направлении?
-Третий год реализуется пилотный проект «Школа инициативного бюджетирования». Дети сами выдвигают предложения, идеи, защищают их, и на эти цели в бюджете республики заложены средства. Также это могут быть привлечены внебюджетные средства. Осенью наши ученики предложили столы для армрестлинга – и в новогодние каникулы будем их делать. Идеи продолжают поступать.
-Какие еще вопросы в образовании мы не затронули?
-У каждой школы есть те или иные традиции, но иногда они идут вразрез с нормативами, правилами. Например, коммунарские сборы для учеников старших классов – когда они погружены длительное время в решение какого-либо вопроса. А это теперь нельзя. Между тем, мы должны направить энергию подростков в «мирное» русло, работать на опережение. Больше отдавать времени воспитательной работе, а не отчетности. Тем самым повышается престиж учительского труда. Есть вопросы незащищенности педагогов, но в нашем регионе в виду сложившихся добрых традиций данный вопрос остро не стоит.
Игорь Саввинов.