ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЕ ДАННЫЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ САХА. Народу не менее 1000 лет.

Из доклада «Проблемы этногенеза народа саха по последним археологическим данным» доктора исторических наук, профессора Анатолия Алексеева на Всероссийской научной конференции с международным участием «Актуальные проблемы изучения дописьменной истории Северной Европы».

По соцсетям распространены выжимки из доклада известного ученого, экс-ректора ЯГУ-СВФУ, экс-руководителя Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, ныне научного руководителя Института. Обратите внимание на название научной конференции – речь шла о Северной Европе. Получается, что народ саха и все народы, населявшие в те времена территорию Якутии, были взаимосвязаны с Северной Европой.

Анатолий Николаевич делает поистине сенсационные выводы.

Итак, из доклада.

-Алексей Окладников (доктор исторических наук – прим. Ред.) уделял очень большое внимание происхождению якутского народа. Он сформулировал следующие выводы. Якуты произошли на средней Лене, это происходило в 15-м веке. Но датировка не была убедительно доказана, поэтому вызывала споры, неприятие. Тем не менее, эта датировка дошла до 1980 года, когда профессор Анатолий Гоголев по радиоуглеродной датировке доказал, что культура скотоводов на средней Лене сложилась не позже 14 века.

Но молодые археологи нашего института отнесли ее к 10-11 векам. Это значит, что 900-1000 лет назад на средней Лене рождался якутский народ с самоназванием саха, который нигде ранее не существовал. Его основной хозяйственный и культурный тип – скотоводство: лошади, крупный рогатый скот.

Археологи нашего института создают следующую картину этногенеза якутского народа. В 4-5 веках в южных районах Якутии впервые появились скотоводы-номады. Вероятнее всего, тюрки – по находкам. А может, остатки каких-то разбитых хунну, потому что при раскопках была найдена китайская монета, которую знаток данного периода Дмитрий Савинов называл визитной карточкой хунну. С Розалией Бравиной (доктор исторических наук – прим. Ред.), мы называем это реминисценциями, отголосками хунну в традиционной культуре якутов. Может быть, это просто трансформация культуры тюрков.

И вот 1500 лет назад появились переселенцы с юга, скотоводы. Вероятно, они оседали в удобных для скотоводства местах – там есть такое: луговины для заготовки сена.

Важно то, что они встречаются с аборигенными племенами и вступают с ними в разнообразные контакты – культурный обмен, кровно-родственные связи крепнут, расширяются; взаимоассимиляция идет. К ним присоединяются новые переселенцы, которые свои нюансы вносят.

В конце концов из мозаики этносов и культур складывается синкретический по генетике народ саха с многокомпонентной культурой.

И эта многокомпонентность очень усложняет нашу работу. Что-то возьмешь – это хунну, что-то возьмешь – это тюрки, другое – это монголы.

То же самое и в языке. В якутском языке много монголизмов. Основа, конечно, тюркская. Когда наши филологи, языковеды изучают это с монголами, то жители Монголии – халха-монголы эти слова не понимают. А монголы Внутренней Монголии в Китае очень даже понимают. У якутов эти слова «законсервировались», сохранились. То же самое и с тюркским языком. Языковеды считают, что якутский язык отделился от тюркского ствола где-то в 4-5 веке. Кстати, это соответствует радиоуглеродной датировке того культурного слоя, о котором я говорил. К этой дате присоединись палеогенетики – они по своим методам высчитывают, что в 4-5 веке предки якутов здесь появились. Они это изучают по историям болезней, присущим якутам.

Так что по многим показателям 1500 лет назад появились скотоводы, которые дали начало новому народу. Около 500 лет идет становление, и, наконец, в 10-м веке появился народ со своей сложившейся кулун-атахской культурой. Осваивает большую часть территории Якутии – от Лены до Охотского моря. Приближается к арктическому побережью, но не далее, потому что скотоводу это неинтересно.

Часто задают вопрос: с кем встречались предки якутов, когда пришли на среднюю Лену? Безусловно, это были протоэвенки, протоэвены, протоюкагиры, с ними они вступали в разнообразные отношения.

В последние году все более склоняюсь к тому, что, кроме перечисленных народов, а также хори, кыргызов, самодийцев и других, были еще племена так называемой арктической расы – такое название у зарубежных антропологов. Они отличаются от классических монголоидов – саамы, ханты, манси, коми-зыряне.

Если обратиться к литературе 17-го века, то там часто встречаются проводники коми-зыряне, они на эти территории вели людей с запада. Эти тропы были давно нахожены. Владимир Шумкин (кандидат исторических наук, археолог, исследователь древних памятников Кольского полуострова – прим. Ред.) об этом говорит. А первый это заметил Окладников. Он пишет в первой книге по истории Якутии – аналогичные артефакты находят на севере Европы. Такие же трехгранные наконечники стрел, как на Лене, есть в Карелии и еще западнее – в Швеции. В погребениях черепа посыпали охрой на территориях Скандинавии и Якутии.

Возможно, другие племена поддерживали оживленную связь. Представляю, что это была магистраль ориентировочно с Кольского полуострова до Чукотки и далее в Америку и обратно вдоль границы тундры и леса.

Сюжет Ленских писаниц и писаниц на Кольском полуострове – лоси, олени – как будто скопированы.

Чем дальше на севере находили погребения якутов, тем больше в них было останков людей с европеоидными чертами. Будем теперь работать с генетиками, анализы ДНК проводить. Идея, которую выдвинул Окладников, очень интересная.

Слева изображение одной из карт Меркатора. На ней действительно видна Якутия

Есть еще один исследователь – Василий Чемезов. Он досконально изучил карты средневекового нормандского картографа Меркатора. По мнению Василия Егоровича, территория Якутии на них подробно обозначена. И обозначены места, где жили скандинавы-викинги. Нашел у них ьимя Эллей и пишет, что оно превратилось у якутов в Элляя. А жили скандинавы, по мнению Чемезова, на Колыме и Индигирке, куда заходили с океана.

Все больше фактов, что североевропейцы и племена глубинной Сибири, — скажем оптимистично, — находились в культурной связи, знали дорогу сюда. Хотя это не так оптимистично, так как известно, что англичане в 16-17 веках пытались подняться по Оби, но не смогли это сделать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *