РЕКОМЕНДАЦИИ круглого стола Общественной палаты и Экспертного клуба РС(Я) «Безопасность жизнеобеспечения в условиях Крайнего Севера»

Модераторами круглого стола выступили Барамыгин Николай Андреевич, председатель Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ, массовым коммуникациям и имиджевой политике Общественной палаты Республики Саха (Якутия), и Саввинов Игорь Дмитриевич, сопредседатель Экспертного клуба РС(Я), главный редактор Информационного сайта Yktinform.ru.

В дискуссии круглого стола также приняли участие члены Общественной палаты РС(Я), Экспертного клуба Якутии, журналисты, представители министерств и ведомств органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов и общественных советов муниципальных районов РС(Я), ведущих ресурсноснабжающих предприятий и общественности.

ОСНОВНЫМИ СПИКЕРАМИ ВЫСТУПИЛИ:

Губарев Виктор Николаевич, заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

Андросов Иннокентий Михайлович, первый заместитель Председателя Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия);

Стручков Алексей Александрович, генеральный директор ПАО «Якутскэнерго»;

Корякин Александр Иванович, и.о. генерального директора ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»;

Никифоров Егор Витальевич, заместитель руководителя по оперативному контролю Департамента энергетики, оперативного контроля и жилищной политики Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);

Аммосов Андрей Андреевич, главный инженер АО «Водоканал».

УЧАСТНИКАМИ КРУГЛОГО СТОЛА БЫЛИ ОБСУЖДЕНЫ ВОПРОСЫ:

— О готовности ресурсноснабжающих организаций и органов государственной власти к зимнему периоду;

— О решении возникших вопросов безопасности жизнеобеспечения в РС(Я).

ПО ИТОГАМ ОБСУЖДЕНИЯ участники круглого стола считают, что в данное время:

— отсутствует продекларированная конкуренция в генерации, низкий уровень конкуренции и имеется искажение цен на оптовом рынке электроэнергии;

— отсутствие единого конкурентного рынка мощности;

отсутствует конкуренция на розничных рынках электроэнергии и механизмы конкурентных поставок электроэнергии на локальном уровне;

— присутствует излишняя многосубъектность, приведшая к потере и запутанности управления, значительный рост числа менеджеров различного уровня из-за многозвенности системы управления. Дробление энергосистем привело к использованию при регулировании предельных уровней, привязке к инфляции, вместо учета прогнозного баланса и обоснованных затрат энергокомпаний;

— малое количество «чисто частных» инвестиций предприятий, без государственного участия;

— крупномасштабное строительство на Дальнем Востоке ведут только государственные компании или компании с государственным управлением- ФСК и РусГидро.

— Массовая погоня за выполнением финансово-экономических показателей, привела к раздутию штатов всевозможных финансистов, экономистов и менеджеров в ущерб профильным специалистам энергетикам. Руководителями электроэнергетических компаний назначаются далекие от энергетики люди.

— Отдача крупных энергетических объектов, построенных компаниями с государственным управлением, не дошла до потребителей, в связи с отсутствием масштабного строительства и ремонтных работ по распределительным линиям электропередач. Острая ситуация наблюдается в отдаленных селах, где присутствует только население и отсутствует коммерческая составляющая для электроснабжающих компаний. Это порождает недовольство россиян системой власти и управления.

— Сейчас руководитель любого территориального энергетического предприятия, будь то генерирующее или передающее энергетическое предприятие, считается местным феодалом- олигархом.

— В силу климатических факторов в необходимой валовой выручке теплоснабжающих организаций Республики Саха (Якутия) расходы на топливно-энергетические ресурсы составляют порядка 55% в общей структуре расходов предприятий. Из них транспортные расходы порядка 20%, на закуп ТЭР 25%.

— В целях снижения экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, социально-экономического развития районов Крайнего Севера, повышения реальных доходов населения необходимо предусмотреть механизм дотации предприятий коммунального комплекса на перевозку и закуп котельного топлива для предприятий коммунального комплекса, функционирующих на Крайнем Севере.

Заслушав информацию участников круглого стола, учитывая ряд крупных аварий в ЖКХ и энергетике в зимний период 2022-2023 гг., НА ОСНОВАНИИ ОБСУЖДЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ СПИКЕРОВ, УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Правительству Республики Саха (Якутия) (Тарасенко А.В.) и Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Емельянову В.П.):

1.1 в целях обеспечения надежного энергообеспечения потребителей, расширения и надлежащего содержания энергетической инфраструктуры рассмотреть проект Комплексной программы повышения надежности электросетевого комплекса ПАО «Якутскэнерго» (КППНЭСК) и внести предложения по источникам её финансирования.

1.2 уделить особое внимание на состояние основных средств ресурсоснабжающих организаций и поручить Госкомцен РС(Я) предусмотреть достаточно средств на проведение ремонтной программы.

1.3 провести работу с федеральными органами власти по введению на территории Дальневосточного федерального округа единого тарифа для населения на электроэнергию. Это было бы реальным вкладом в развитие арктических территорий, действенной мерой по борьбе с бедностью.

1.4 провести работу с федеральными органами власти по изменению концепции развития энергетики. Проведенная реформа электроэнергетической отрасли России не дала заявленных результатов и необходимо сейчас изменить либеральную парадигму функционирования отрасли. Единая электроэнергетическая система, единые тарифы для населения могли бы быть фундаментом для дальнейшего развития России.

1.5 провести работу по привлечению федеральных средств на северный завоз топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). В случае привлечения средств снизить (не повышать) тарифы на отопление.

1.7 в связи глобальным потеплением и более поздним открытием зимников, по которым топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) поставляются в отдаленные улусы, разработать меры по своевременной доставке топлива. В частности, по созданию круглогодичных транспортных артерий до населенных пунктов, куда ТЭР завозится автотранспортом по зимникам.

1.8 развивать сотрудничество с Красноярским краем и соседями по ДФО с экстремально холодным климатом, так как технические нормативы в основном являются федеральными полномочиями.

1.9 поддержать инициативу пятого Съезда инженеров Якутии с участием Красноярского, Магаданского и нашего ТПП об инициировании разработки госпрограммы «Наука и инжиниринг экстремально холодного климата». С целью значительного повышения надежности эксплуатации всех видов техники на территориях экстремально холодного климата в сочетании с оптимизацией себестоимости их услуг.

1.10 внести предложения в Правительство Российской Федерации о разработке механизма субсидирования ресурсоснабжающих предприятий Крайнего Севера на перевозку и закуп котельного топлива во исполнение Единого плана мероприятий по реализации Основ госполитики РФ в Арктике на период до 2035 г., утвержденных Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 г. №996-р

2. ПАО «Якутскэнерго» (Стручков А.А.):

2.1 усилить работу по приему на свой баланс небольших электрических сетей, в том числе садово-огороднических некоммерческих товариществ (СОНТ).

3. Теплоснабжающим организациям (АО «Сахатранснефтегаз» и другие организации, устанавливающие газовое оборудование в частных домах)

3.1 усилить работу по профилактике аварий, а именно: обучение граждан, живущих в частных домах с газовым отоплением, поведению в аварийных ситуациях, одновременно с установкой котлов и другого отопительного оборудования раздавать их собственникам памятки с номерами телефонов аварийных служб и первыми шагами при возникновении аварийных ситуаций.

3.2 рекомендовать гражданам, живущим в домах с газовым отоплением, создавать резервные источники тепла: приобретать дизельные или бензиновые генераторы, аккумуляторы, сохранять печи, устанавливать конвекционное отопление, не требующее электропитания.

3.3 усилить контроль за самостоятельной установкой отопительного газового оборудования.

4. Органам местного самоуправления (главам МР):

4.1 рекомендовать гражданам, живущим в домах с газовым отоплением, создавать резервные источники тепла: приобретать дизельные или бензиновые генераторы, аккумуляторы, сохранять печи, устанавливать конвекционное отопление, не требующее электропитания.

5. СОНТ «Сатал» (Шадрин В.С.):

5.1 погасить задолженность перед филиалом ПАО «ДЭК» Якутскэнергосбыт в соответствии с установленным законодательством.

5.2 обеспечить приведение в нормативное состояние линий электропередач СОНТ «Сатал» для возможности передачи электросетевого хозяйства в ПАО «Якутскэнерго».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика