Что такое геокультурный туризм?

Председатель Якутского республиканского отделения ВООПИК – Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, ведущий методист Института геокультурного развития РС(Я) Руслан Васильев рассказал о том, как развивать геокультурный туризм на примере двух сакральных для народа саха территорий – местности Куллаты и сопки Чочур Мыран.

-Священная для нас гора Чочур Мыран сейчас, хотя и является ООПТ – особо охраняемой природной территорией, представляет собой грустное зрелище: ездят на машинах, квадроциклах, велосипедах. Культурный слой разрушен, еще немного – и потеряем его. С сентября этого года на территориях ООПТ будет разрешена туристическая деятельность и предоставление земельных участков в аренду, и к туризму на Чочур Мыране надо подойти грамотно: сохранить поток туристов, и главное при развитии туризма на ООПТ — сохранить и защитить наши уникальные уголки природы. Стоит отметить, что ускорить процесс рассмотрения законопроекта о туризме на особо охраняемых природных территориях поручил президент России Владимир Путинв ходе ежегодного Послания Федеральному Собранию. Российский лидер отметил, что закон должен четко обозначить принципы работы индустрии экотуризма, сохранить и защитить уникальные природные территории нашей страны.

местность Куллаты на картине Носова и сегодня

Так поступили на местности Куллаты на 37 км Покровского тракта – сакральной территории народа саха. И там есть археологические памятники, поток туристов. Есть памятный камень с руническими письменами. На этой территории жил отец Тыгына – Мунньан Дархан. Это священная земля, есть и известная картина Носова с изображением этой местности. Раньше туда на автобусах, джипах приезжали, все в пыль превратили. Что мы там сделали. Совместно с администрацией улуса, Техтюра, предприниматели подключились. Туристические потоки сохранили и «окультурили», огородили территорию. Вообще по священной земле человек должен ходить пешком, соприкасаясь ногами с землей, чтобы чувствовать историческую энергетику и вибрацию земли. В итоге земля начинает возрождаться, появилась трава, никто на автомашинах не ездит, есть пешеходная тропа до Старой Табаги.

Такие же методы надо применить на Чочур Мыране. Ходить не по земле, а специальным настилам-тротуарам. Так сделали на Николаевской сопке в Красноярске – есть смотровая площадка, и люди наслаждаются видом города.

Николаевская сопка в Красноярске

У каждой территории есть ее образ, обычно он находится на самой высокой точке как покровитель, оберегает территорию. Таким образом для долины Тумаада на Ытык Хая Чочур Мыране мог бы стать  Эллэй. Мы поднимали этот вопрос на Собрании общественности – TYMYY, и все поддержали идею создания памятника Эллэю.

Геокультурный туризм – это креативный туризм. Сейчас в основном используются физико-географические, климатические особенности: Полюс холода, круизы по Лене, охота и рыбалка. Задействованы определенные улусы: Оймяконский, Верхоянский, вдоль реки Лены. Новый геокультурный подход, когда раскрываются сакральные территории. Например, сейчас Таттинский, Чурапчинский улус проезжают. А ведь на территории Чурапчинского улуса жил Кудангса Великий. Надо так сделать, чтобы турист захотел туда ехать, чтобы олонхосуты выступали на аласах, чтобы люди ехали приезжали туда так же, как сейчас едут на ысыах.

Взять Якутск: в туристическем плане – это транспортный хаб, люди его проезжают, особо не останавливаются, а надо, чтобы оставались на два-три дня. Это сразу отразится на экономике места. Ведь только в Тулагино-Кильдямском наслеге 16 мест, связанных с Эллэем. Если там восстановить историческую среду, открыть кумысную ферму, историко-культурный заповедник, где разрешается традиционная хозяйственная деятельность. Те же коневоды могли продавать туристам «свой образ жизни», угощать гостей своей продукцией, кумысом, оказывать услуги. Туристы могли бы поухаживать за конем, подоить кобылицу, поесть якутскую еду, переночевать в якутской юрте с камельком. В креативном туризме турист становится активным потребителем туристского продукта, а не просто созерцателем достопримечательностей. Турист становится участником повседневной жизни места своего временного пребывания, полностью погружаясь в атмосферу местной культуры. Впечатления становятся важным экономическим ресурсом, который влияет на структуру потребления.  Это станет выгодно  и для жителей, появятся новые рабочие места, а это очень важно для сельской местности, так как туризм инвестирует в территорию своего пребывания. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика