ИЛ ТУМЭН НЕ СТАЛ ЕДИНОГЛАСНО ОДОБРЯТЬ ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ

Игорь САВВИНОВ, специально для «В Якутии.ру»

Казалось бы, обычное и скучное пленарное заседание Ил Тумэн по одобрению пакета поправок в Конституцию РФ 12 марта превратилось в увлекательное действие. В итоге из 63 присутствующих народных депутатов 13 воздержались, 1 проголосовал против. За поправки проголосовали 49. Депутаты все-таки разделили опасения народа, которые вылись широким потоком в соцсети и ватсап-группы.

Больше всего вопросов вызывает статья 68 (о языке и культуре). Напомню:

сейчас: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык».

С поправкой: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации».

Вроде все «равноправны», а один из них – «государствообразующий». Такая дилемма вызывает много догадок и споров.

Утром 12 марта состоялось заседание профильного комитета по госстроительству и законодательству. На нем депутат Михаил Эверстов отметил, что «только один из более чем 100 народов, живущих в России, государствообразующий». И заметил, что в стране пока нет такой проблемы, как межнациональные конфликты. Но есть коронавирус, падающий рубль, политические изменения. А беда не приходит одна…

Накануне сессии, которая началась в 14.30, я попытался взять комментарии у депутатов, но некоторые отказались. Увидел в коридоре куда-то спешащего спикера Петра Гоголева, но тот сказал: «Отвечу на обратном пути. Иду к Главе». Минут через 10 он, возвращаясь, сказал: «Я Вас знаю», — и побежал дальше. Как оказалось, он все сказал на сессии. О том, что два момента у него как у юриста вызывают сомнения.

Но сначала хотелось бы привести «успокоительное» мнение сенатора Егора Борисова, которое широко публиковалось накануне: «У некоторых моих сограждан вызывает сомнение предложенное дополнение «как язык государствообразующего народа». Возникают вопросы: не выделяется ли при этом один русский народ? Не появляется ли формула «имперского народа»? Не отрицается ли политический статус других наций? Не рассорит ли эта поправка разные народы? А также другие вопросы – вплоть до возможных изменений конституционного строя, государственности и прав других народов. Прежде чем задаваться такими сомнениями, я бы предложил ещё раз обратиться к нашему Основному Закону, принятому в 1993 году. Тогда нужно было решительным образом спасать страну от распада, создавать для всех регионов и субъектов федерации единое правовое поле… Но время меняет жизнь – сегодня Россия находится в иных политических и экономических реалиях… И Конституция страны, отвечая на эти вызовы, требует совершенства в интересах всего многонационального российского народа… Я обращаюсь к жителям родной Якутии, к Парламенту республики с призывом трезвой, взвешенной оценки ситуации вокруг поправок к Основному Закону РФ и призываю их поддержать, основываясь на следующих доводах. Внесённая в Пункт 1 Статьи 68 поправка и сама Статья 68 никоим образом не ставят задачу верховенства русского народа над другими народами России, а лишь даёт ответ на вопрос – почему и на основании чего русский язык становится государственным… Поправка лишь фиксирует неоспоримый факт, но при этом подчеркивает, что русский народ входит в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Более того, далее всем субъектам федерации даётся право самим устанавливать у себя государственные языки. То есть слово «государствообразующий» не выходит за пределы Пункта 1 статьи 68 и не даёт кому-либо возможности распространять его на последующие статьи Конституции.

Сомнения остальных опасений о «верховенстве» русского народа снимаются другими, ныне действующими статьями Конституции РФ. В частности, статья 3 Конституции утверждает: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону»…

В итоге депутат Михаил Эверстов, при поддержке своей фракции партии «Справедливая Россия», все-таки собирается направить свое обращение в Конституционный суд России по поводу поправки, в которой говорится о «государствообразующем народе».

Кстати, и Петр Гоголев в конце своего выступления сказал следующее: «Мы должны преодолеть неопределенность в понятиях «федеральных территорий» и «русского языка как языка государствообразующего народа».

Что могут наши депутаты? Как пояснил тот же спикер – до голосования 22 апреля и процедур принятия закона – ничего. Только потом можно направить обращение в Конституционный суд РФ…

В чем же тогда суть состоявшейся сессии? И на этот вопрос четко ответил Петр Гоголев: «Закон о поправках принят Федеральным Собранием, парламент республики принимает решение между «одобряет – не одобряет».

Сам спикер сомневается в следующих двух моментах. Первый – поправка: «На территории Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом, могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом»).

Эта поправка внесена Крашенинниковым и Клишасом. Петр Гоголев опасается, что с введением этой нормы могут быть пересмотрены полномочия субъектов.

Второй момент, выделенный спикером: изменения в судебную систему. В них нет упоминания о Конституционных судах регионов. Здесь Петр Гоголев высказал свое мнение о том, что такие суды нужны для конституционного контроля.

После Гоголева выступил Глава Якутии Айсен Николаев. Он как раз призвал «не домысливать и не путать»: в этом только укрепление национальной безопасности и ничего другого. «Будет разрабатываться федеральный закон, и в его разработке надо принять самое активное значение», — отметил Ил Дархан.

Также он высказался и о «языковой поправке». Есть разные мнения по поводу этой трактовки. Однако мы, якутяне, видим, что русский народ – самый многочисленный, цементирующий все народы в единое целое, все народы на огромной территории. Далее Айсен Николаев привел целый ряд положений Основного закона, по которым в стране гарантируется равноправие народов.

Кстати, из выступления Главы Якутии мы узнали, что у него есть планы и по изменению в Конституции РС(Я). Говоря о новации: «Дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации», он отметил, что мы многое делаем в этом направлении, поэтому назрели аналогичные и другие конституционные изменения.

В заключение — комментарии народных депутатов Якутии накануне сессии. Вопрос Владимиру Членову:

-В чем конкретика сегодняшнего заседания, ведь, как говорят, поезд ушел, все поправки приняты?

— Поезд не ушел, мы должны в него «вскочить». Напряженная международная обстановка, и люди ждут единомыслия и понимания, народ в ожидании, чтобы все было хорошо. Быть уверенным в сегодняшнем и завтрашнем дне. Сессия выразит, что страна единая, задачи и планы — одни на всех. В Конституции должно быть выражено, что нищих нет просто по понятию. Я буду голосовать без сомнений «за».

— А есть у Вас сомнения по поводу поправки в 68 статью о языке?

— Опасения у тех, кто упакован.

— Это как?

— У тех, кто считает себя независимыми, а независимость чем достигается – кошельком.

Вопрос Ивану Данилову:

— В чум суть этой сессии?

— Это доверие и одобрение политики. Нужно понимать Владимира Владимировича Путина, в какой ситуации мы находимся. И все эти изменения — не просто так. Политическая составляющая в них есть, но в моем понимании Путин старается больше хорошего делать для страны. И есть силы, которые пытаются интерпретировать в свою пользу.

— А сомнения по поправке в 68 статью у Вас есть?

— Надо правильно разъяснять народу. И почитайте статью 67-1, там многое объясняется.

Статья 67-1 (новая, добавленная):

1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.

3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

4. Дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

2020-03-12 16:20:56

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика