Мэрия продается

Не успели стихнуть переживания по поводу досрочной отставки мэра Якутска «по состоянию здоровья», как имя Авксентьевой снова у всех на устах. Причем за пределами Якутии ее поминают и цитируют едва ли не чаще, чем в городе. Наделав шума c распродажей джипов из муниципального автопарка, теперь хозяйка Якутска замахнулась на святое. На, собственно, здание городской администрации. Озвученные планы по продаже здания и переезду на окраину, например, на 17-й квартал, озадачили одних и вызвали бурную радость у других.

Из инстаграма Сарданы Авксентьевой:
«Сегодня совместно мы приняли окончательное решение: начинаем готовить к продаже здание мэрии. Сначала на проспекте, чуть позже — на Октябрьской̆ и Гоголя. Продажа муниципального имущества — строго регламентированная процедура. Есть заинтересованные потенциальные покупатели, но надо всё соблюсти и провести открыто. А то снова начнут подозревать и домысливать, что я решила продать «по дешевке» друзьям или родственникам.
Считаю, что городским чиновникам не обязательно сидеть в дорогом здании в самом центре города. Мы готовы построить недорогое здание и переехать туда. Например, мой первый заместитель [Евгений Григорьев] предлагает нам разместиться в 17 квартале. Поддерживаю.
Здание нового формата, без огромного количества кабинетиков, где каждый чиновник может спрятаться за своей дверкой. Одно пространство, где все видят друг друга».

Далее мэр поясняет, что горожане смогут приходить за муниципальными услугами во фронт-офис, который будет открыт в центре, и что к такому шагу ее подтолкнула аховая ситуация с бюджетом. Денег городу катастрофически не хватает. Особенно с учетом того, что 600–800 млн рублей в год уходит на погашение обязательств по ГЧП, оставленных прежним градоначальником.
Предложение, что называется, зашло горожанам, которым только в радость представить, как чиновники будут в целях экономии тащиться на работу не в центр, а на окраину, да еще и не на служебной машине, а на такси (от муниципального автопарка планируется вообще избавиться). Однако, если присмотреться к ситуации, выгоды не такие уж и очевидные. Зачем продавать одно здание, чтобы строить другое? О каких цифрах идет речь? Зачем переезжать, если все равно придется содержать фронт-офис? Все эти (и другие вопросы) мы задали непосредственно виновнице всего переполоха.

— Сардана Владимировна, какую практическую целесообразность подобный переезд с собой принесет? Что конкретно выиграет город, кроме осознания горожанами того факта, что хотя бы муниципальные чиновники будут на работу не в центр ездить, а в 17-й квартал?
— Мы сможем сократить расходы на содержание в разрозненных объектах различных муниципальных структур, а у нас их порядка семнадцати по городу, и большинство из них — в центре. Содержание и обслуживание только двух муниципальных зданий на пр. Ленина и «Мэрии-2» на ул. Октябрьской (где сидят земельная служба и архитектура. — В. О.) обходится бюджету в 44 млн рублей ежегодно.
Централизация и размещение их под одной крышей позволит повысить клиентоориентированность, снизить потери времени для горожан, бизнеса при взаимодействии с органами власти, безусловно, сократятся издержки на содержание и обслуживание муниципального имущества. Подобные практики, к слову, были раньше на федеральном уровне: помните, когда несколько министерств переехали в одно здание в Москве. Чиновники достаточно быстро учатся работать в едином опенспейсе — все и всё на виду, очень быстро преодолеваются архаичные практики управления и кабинетной бюрократии.
Мы также исходим из того, что многие объекты недвижимости, которые сегодня занимают наши структуры, смогут приносить большую пользу, давать больше налогов в бюджет, создать новые рабочие места, если здания будут находиться в руках у других собственников, бизнеса.
— Почему именно 17-й квартал? А давайте в Марху? Или в Табагу?
— Как правильно пишут многие горожане, переезд мэрии в один самых запущенных районов города, безусловно, придаст стимул его развитию, ускорит процесс обновления городской жилищной, коммунальной и дорожной инфраструктуры. Мне тут пишут, что подобный опыт был в китайском Харбине — тамошние власти в чистое поле на окраину переехали. Другие шутят, что квартиры в 17-м квартале уже выросли в цене. Но на самом деле тут вся суть не в конкретно взятом квартале, а в том, что это правильный сигнал всему нашему обществу. Чиновники должны начать оптимизацию с себя. Как вы знаете, мы урезали за два года все возможные представительские расходы, командировки, другие не первоочередные траты. Пошли на это, чтобы обеспечить ежегодно растущие первоочередные расходы и финансирование приоритетных направлений. Например, дорожное строительство — для того чтобы оставаться в федеральном нацпроекте, нам нужно находить по 500 млн руб. в год. Сейчас вот на трехлетку благоустройства 600 млн рублей заложили. За объекты ГЧП более 600 млн рублей в год платим. Таких расходов раньше, в более «сытые» годы, просто не было. Ежегодно увеличиваются расходы на зарплату бюджетникам по «майским указам».
Поэтому пришел черед для оптимизации наших офисов. Когда организация, чувствуя, что испытывает серьезные сложности с бюджетом, в целях оптимизации меняет прописку, переносит офис в более дешевое место, чтобы сократить издержки, — это вполне логично. В бизнесе, госуправлении такое происходит регулярно. Это оправданный процесс.
— Вы же не собираетесь заезжать всей мэрией в двухэтажную деревяшку — будете строить новое здание. Сколько планируете потратить?
— Рассчитываем, что существенно меньше сумм, которые мы сможем выручить за приватизацию зданий администрации вместе с земельными участками под ними. В конце концов, мы сможем на время взять подходящие помещения в аренду или выкупить.
— Хорошо, тогда за сколько планируется продать здание на проспекте и на улице Октябрьская? Сколько всего у мэрии административных помещений? Все будут продаваться?
— Оценку мы пока не проводили, это вопрос не быстрый. Но, судя по объектам, которые были приватизированы в центре города в последние годы (например, гостиница «Полярная звезда»), речь может идти о сотнях миллионов рублей. Главное, не прогадать со сроками, в период кризиса хорошую цену не дадут.
— Какие это площади?
— Площадь главного здания мэрии с примыкающими объектами — более 6 тыс. кв. метров. «Мэрии-2» на Октябрьской — 1670 кв. м, на ул. Гоголя, 1 — 1676 кв. м, ДЖО на ул. Дзержинского — около 900 кв. м. Получается уже больше десяти тысяч «квадратов». Еще есть несколько объектов управления образования, других структур — в целом, как я сказала выше, мы содержим 17 объектов в разных концах города. Значительная часть из них имеет неплохую ликвидность.
— Будет ли продаваться здание «Набережного»? За него в свое время крепко бились предприниматели.
— В «Набережном» несколько помещений, почти весь этаж, 850 кв. м, если депутаты одобрят приватизацию, почему нет?
— Вы говорите о тяжелом финансовом положении, но вырученные деньги уйдут в один-два года (и большей частью на выкуп и переезд)… Оно того стоит? Положа руку на сердце: никаких ключевых задач с продажи не решим же, только дыры заткнем.
— Учитывая кризис и пандемию, эти год-два будут, возможно, самые трудные, когда потребуются и ресурсы, и нестандартные решения. Потом, по моим прогнозам, должно стать полегче. И нужно понимать, что переезд из центра, продажа зданий, опенспейс — это не самоцель и не отдельный пиар-проект Авксентьевой и Ко. Это составная часть процесса реформирования муниципальной администрации, повышения эффективности работы структурных и территориальных подразделений, наших управ, управления городским хозяйством, расходования бюджетных средств. Что это, если не одна из ключевых задач?
— Это все прекрасно, но упирается-то все в деньги.
— Но что сейчас делить шкуру неубитого медведя. Нам, к примеру, очень нужны средства на реконструкцию детского Центра технического творчества в здании бывшего клуба «Ниагара». Мы его выкупили недавно, так и стоит пока законсервированный. А дыры… Они есть и, к сожалению, будут при существующих уязвимой бюджетно-предпринимательской модели экономики Якутска и структуре распределения собираемых налогов.
— Как быть с муниципальными услугами? Вы упоминаете «фронт-офис» в центре, но на примере МФЦ («Моих документов») мы убедились, что нельзя свести весь комплекс услуг в одной точке. К тому же, если потребуется дополнительное участие гражданина, все равно придется ехать в мэрию. В итоге весь город будет таскаться на окраину? Особенно жители Автодорожки, Петуховки и т. д.?
— Когда обсуждаем фронт-офис в центре города, мы, в целом, имеем в виду модель офисов «Мои документы», с учетом полного перечня муниципальных услуг. Мы также говорим о повышении статуса и ответственности наших управ и пригородных администраций. Этот вариант для взаимодействия с населением будем укреплять и поддерживать полномочиями. Сегодня в Якутске населению предоставляется 79 муниципальных услуг и 9 госуслуг по переданным нам государственным полномочиям. Из них 41 муниципальная услуга предоставляется через МФЦ. 19 муниципальных услуг мы полностью перевели в электронный вид, в том числе 9 услуг в текущем году. До конца 2020 года в полностью электронный вид мы планируем перевести еще две услуги.
— Итого?
— Итого из 79 муниципальных услуг пока только 17 услуг остаются в традиционном виде, все остальное уже через МФЦ (41) или полностью в электронном виде (21). Мы нацелены на то, чтобы свести контакты чиновников с гражданами, хождения по кабинетам к минимуму, в обозримом будущем — исключить их.
— До пандемии я постоянно видел очереди в муниципалитете, в том числе по услугам, которые оказываются дистанционно. Но, положим, действительно удастся минимизировать личные визиты. Где будет фронт-офис? И во сколько обойдется его содержание?
— Сегодня в качестве одного из вариантов рассматриваем офис ДЖО на ул. Дзержинского, в здании бывшего магазина «Найрамдал». В этом случае содержание останется прежним. Когда планы дойдут до проекта, мы огласим их и обсудим их с горожанами.
— Вот, кстати, про «когда». А, собственно, когда?
— Не завтра. Продажа зданий и переезд со всеми предусмотренными законом процедурами — оценки, внесения в план приватизации, аукциона — займут минимум год, в лучшем случае. Мы же не ставим задачу продать, во что бы то ни стало, здание на проспекте Ленина первым и уже завтра. Хотя это, конечно, самая «громкая» вывеска, которая привлекла внимание всех. В своих решениях будем исходить из целесообразности приватизации муниципального имущества и справедливости цены.
— Думаете, депутаты гордумы позволят вам реализовать это решение? Без согласования с ними продать нельзя. А они у вас на третьем этаже сидят, и им точно в 17-й квартал переезжать не захочется.
— Безусловно, без согласования с депутатами не обойтись. Приватизация муниципального имущества — это строго регламентированная процедура, о чем я написала в Инстаграм, внимательные читатели увидели. Для невнимательных повторю — перечень объектов в плане приватизации утверждает гордума. Позволит ли? В нашем представительном органе есть мобильные и готовые к реформам депутаты, есть осторожные консерваторы, независимо от партийной принадлежности. В любом случае, вопросы приватизации — это прерогатива Якутской гордумы. Мы постараемся быть убедительными.
Если депутаты не захотят включать объекты в план приватизации, не найдется покупателя или цена будет низкой, мы сможем поставить имущество в залоговый фонд. Также не исключается и третий вариант — сдача части этажей мэрии в аренду. Смотреть будем.
— Вот. Опять деньги. Все в них упирается. А говорите, “пример”, “символ”…
— Бюджет сложный, но развиваться всё равно нужно: предприятия привлекают кредиты и лизинговые продукты для приобретения техники, строительства жилья. Учитывая, что по муниципальным гарантиям мы имеем жесткий лимит, а ресурсов для поручительства нет, на первый план в качестве инструмента привлечения кредитных ресурсов выходит залог. Так имущество хотя бы будет опосредованно работать на бюджет, а не только «сосать» из него.
— Что вы думаете по поводу обвинений в хайпе и начале избирательной кампании Григорьева (на случай вашей отставки по причине здоровья)?
— Меня в хайпе обвиняют регулярно, я привыкла. Хайп это что? Сказал «А» — говори и «Б», вот если мы не скажем «Б» через несколько месяцев, тогда вернемся к этому разговору.
— Есть мнение, что это политический ход: вы пытаетесь привлечь внимание федеральных масс-медиа, чтобы донести до властей республики, что столице не хватает средств на решение текущих нужд.
— У меня есть другие возможности довести до руководства республики информацию о проблемах с городским бюджетом — прямым текстом и цифрами, а не постами в соцсетях. Айсен Сергеевич как прежний глава города лучше всех понимает нашу финансовую ситуацию. На днях основательно ввели в курс дела и нового председателя правительства Андрея Тарасенко на большом тематическом совещании.
В недавнем исследовании о бюджетной обеспеченности городов на душу населения, проведенном Сколково, Якутск занимает предпоследнее место из 30 городов схожей численности населения. Очевидно, что городу, в котором проживает более трети населения республики, не хватает бюджета для развития. А в последние годы — с учетом новых обязательных расходов — и на текущую операционную деятельность, поддержание хозяйства.
Мы чувствуем определенные перекосы, имеющуюся несправедливость в межбюджетных отношениях. По отдельным нашим предложениям мы слышим понимание со стороны правительства и намерения поэтапно решать их. По другим — глухая стена.
— Собственные доходы города ведь тоже ужмутся? Почти половину средств давал бизнес, а он сейчас, где не помер, там переведен на льготные налоговые режимы.
— Да, нас волнуют вопросы компенсации выпадающих доходов от снижения налогов для предпринимателей по принятым льготам. Кроме того, мы добиваемся увеличения финансирования на столичные нужды по республиканскому закону, мы также настаиваем на увеличении на 5% нормы отчисления НДФЛ (сегодня городу достается 40%), и ряд других направлений. Это сотни миллионов рублей в год. Но пока их нам не дают.
— Хорошо, положим, здания продали и год продержались. Что город будет продавать после зданий и автопарка? Нужда в деньгах, если не изменится отношение правительства, не исчезнет.
— Давайте пока не будем загадывать, утверждение плана приватизации — это полномочия гордумы, легкой прогулки не будет. Но, навскидку, есть «Багарах» (крупное фермерское хозяйство. — В. О.), есть доля в ФАПК «Якутия» и другие активы. «Саюри» («японскую теплицу». — В.О.) пора уже отпускать. МУП «Аптеки Якутска» опять же. Будем рассматривать, обсуждать, включать в план продажи.

источник: http://www.vecherniy.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика