Переломный этап в развитии современной Якутии

Два года назад, когда появился Институт геокультурного развития — ИГР, мы писали о Третьей республике и переломных временах. Теперь все процессы ускорились, приобрели иное значение. Об этом мы поговорили с руководителем ИГР, государственным советником республики Андреем БОРИСОВЫМ.

Начало переломного времени

Еще в 2021 году в целях осмысления новой геокультурной идентичности народов республики в Якутске состоялся Межрегиональный форум «Новая Евразия» — арктический вектор». К нам приехали представители регионов, Белоруссии, руководители движения «Новая Евразия», Ассамблеи народов Евразии, Центра Льва Гумилева.

Олег Иванов, заведующий кафедрой продюсерства Российской академии музыки им. Гнесиных, Алексей Дзермант, философ и политолог из Белоруссии, Андрей Борисов

На форуме говорилось о том, что Якутия – одно из немногих мест в России, где сохранились народные традиции: у нас все настоящее, аутентичное, а не реконструированное: хомус, осуохай, ысыах, традиции коренных малочисленных народов Севера, жителей Русского Устья, ямщиков, северный уклад жизни.

Уже 400 лет Якутия является форпостом развития огромной территории северо-востока страны, и миру мы интересны как северный, арктический народ.

Ранее, в своем Послании Ил Тумэну Айсен Николаев сказал об арктической парадигме развития, за которой стоят новые подходы в экономическом, социальном, национальном развитии.

Ил Дархан сказал: «В свете заявления президента страны о том, что Россия «будет прирастать» Арктикой и северными территориями, новую геокультурную идентичность Якутии можно продвигать как парадигму развития арктической республики. Системные предпосылки в этом плане нами созданы…»

Затем началась специальная военная операция, и всем стало понятно, что в сложные времена опорой каждому человеку в отдельности, и всему народу России служат традиционные духовно-нравственные ценности: твой род, семья, традиции предков. Республика Саха (Якутия) в этом смысле оказалась подготовленной. Я спрашиваю у Андрея Саввича: «Как появилась идея создания движения TYMYY?»

-Наш институт с прошлого года проводит геокультурные экспедиции по домам Олонхо, в разных районах республики – мастер-классы, помогаем методически, Театр Олонхо выступает. После общения с людьми и возникло слово TYMYY. И мы начали рассказывать об этой идее, которая была принята теми, кто занимается культурой, главами наслегов, улусов. ТYMYY – значит «действие по объединению, консолидации». Надо сказать, что когда происходит консолидация вокруг традиционных ценностей, это всегда находит отклик в народе.

После чего появились планы по проведению в Якутске большого собрания общественности, на котором идеи, конкретные проекты можно будет фиксировать. Двигались мы в русле Указа Президента России “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.

В институте составили девять основных направлений, а на Собрании общественности – TYMYY 30-31 марта было 11 дискуссионных площадок, открытие и закрытие, в которых приняли участие почти две тысячи человек. Потом мы опубликовали Резолюцию, началось обсуждение журнала «Илин» с «Новым письмом к якутской интеллигенции». И мы поняли, что это может стать движением. Причем инициатива шла не «сверху», а «снизу», от общественности, что отметили не только местные жители, но и гости нашего форума. Философ, научный работник Алексей Дзермант рассказал о своих наблюдениях на российском телеканале.

В дни Собрания общественности вышел указ Главы республики о создании Совета по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.

Уже через месяц – 27 апреля в День республики всё вылилось в массовое мероприятие в спорткомплексе «Триумф» с участием Главы республики, молодежи, общественности – более 4000 человек было в зале. Тогда и появилась фраза «Поколение TYMYY», которое пришло на смену поколению Next из 90-х. Символом стал образ опоры и движения – двух стремян. Интересно, что значок движения я встречаю на одежде самых разных людей. Декорации со стременами удачно использовали на ысыахе Олонхо в Оймяконоском улусе.

В 1989 году я создавал движение «Саха омук». Оно было масштабным, оттуда вышли многие депутаты, министры, деятели культуры, науки. «Саха омук» многое дал – работа над Конституцией республики, в образовании, культуре. Тогда ситуация способствовала развитию такого движения. Потом появились «Эл иитэ», «Илин», но они такого развития не получились, поскольку не наступило время. Теперь ситуация созрела, появились предпосылки, есть поддержка руководства республики (составляется Программа по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей). Это перспективное движение, но его надо поддерживать.

Традиционные ценности не потрогаешь, не ухватишь, и каждый день в этом процессе может произойти либо деградация, либо развитие. И люди любой политической направленности, любой социальной принадлежности объединяются вокруг духовных ценностей: в каждом есть критерии духовности, мерило ценностей. Тем более это есть у народа и государства.

Сейчас TYMYY вылилось в аббревиатуру: Терут – традиционные, Yгэс – ценности, Мин – мои, Yунэр — растущий, Yктэлим – ступени. Можно перевести как: «традиционные ценности — моя опора (ступени) для развития»

-Действительно, в сложные времена люди, подобно Антею из греческой мифологии, питают силы у родной земли.

-Это есть у всех народов. В Олонхо богатырь перед тем, как идти спасать свой род, свою суженную, припадает к земле-матери. Это потенциальная сила общества. Всегда так было у всех народов.

-В последнее время в обществе большой интерес к родоначальнику народа саха Эллэю, наверное, молодежь о нем не так хорошо знает, как старшее поколение?

-И мы молодыми мало что знали. Эллэй был в нашем селе – ветеран Великой Отечественной войны, такое у него было прозвище. Когда начал читать, то образ прародителя нашего народа для меня начал раскрываться во всей его глубине. Как образ демиурга, творца. Наша задача — постоянно работать над передачей последующим поколениям лучших традиций. Есть такая идея – членам Совета при Главе республики по сохранению, укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей пойти в школы, например, в День знаний, провести уроки – кто и как видит наши, российские ценности.

Образ Эллэя всеобъемлющий: он не только дал толчок развитию нации. Он родоначальник духовных основ: принес на среднюю Лену кумысный церемониал, ысыах. Здесь его встретил народ в лице Омогоя, который уже занимался скотоводством. В целом, легенда об Эллэе говорит о том, что якуты – многосоставной народ, вобрали в себя разные части света.

-В обществе происходят глубинные процессы, но ясно одно – мы должны опираться на что-то крепкое, основательное. А это есть лучшие достижения нашей истории, культуры. Арктический центр эпоса и искусств, который по плану должны сдать в конце 2024 года, наверняка должен стать базой для такой работы?

-Сама архитектура и название говорят об этом: три урасы, в которых будет и театр, и музыка, и духовное начало. Это основные ценности, на которых зиждется культура. Якутия многого достигла за последние десятилетия; несмотря на отдаленность, небольшое население, мы показали миру наши театр, кино, музыку, традиции. Как сказал Айсен Николаев, когда в Москве слышат о строящемся Арктическом центре, то ждут от нас такого же чуда, как якутский кинематограф. Также он сказал о том, что создается стройная система развития культуры, креативных индустрий. Действительно, это такая пирамидальная структура культуры от домов Олонхо до Арктического центра – учреждения культуры мирового уровня. Причем в новом Арктическом центре будут выступать как звезды мировой величины, так и наши артисты, в том числе из домов культуры. Также это будет базисом для больших международных проектов. 

Для любой страны, общества география – «гео» многое дает для самоидентификации. Чем дальше, тем больше будет востребованы собственные культурные ценности, собственная идентичность и, соответственно, геополитика, геоэкономика, геокультура.

Я раньше говорил: у нас земля Олонхо! Мне в ответ: олонхо в мире не знают. Мы постоянно думали о нашем имидже в западном, европейском смысле. И не было времени задуматься – как мы сами себя понимаем, идентифицируем. А ведь чем больше ты о себе знаешь, тем больше будешь интересен миру. А мы пытались подстроиться, приспособиться. Даже названия, смыслы у нас сплошь западные, а свое до сих пор не определили. Поэтому надо заниматься своей культурой, экономикой, идентичностью. Наступил очень важный момент.

-Основа для больших дел заложена, а какие основные дела впереди?

-В ближайшее время — запустить работу Совета при Главе по традиционным духовно-нравственным ценностям.

С геокультурными экспедициями снова поедем в районы, с собой возьмем большую мультимедийную выставку об Эллэе и истории Якутии от наших родоначальников до современности.

В следующем году наш Институт будет оператором культурной части «Детей Азии» — это очень большая задача, к решению которой мы уже готовимся.

Игорь Саввинов.

Фото ЯСИА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика