Как в Казани появилось «национальное чудо»
На днях состоялось открытие Театра Камала в Татарстане. Строительство и сдачу культурного объекта в регионе воспринимают, как национальное достояние.

Театр Камала построили в рекордные сроки, так как хотели успеть к саммиту БРИКС в Казани в 2024 году. Первые сваи забили в 2022 году, но не успели. Причем возведение казанского чуда происходило в экстремальных условиях. На конкурсе победил проект японских архитекторов с участием татарской стороны. Японцы в определенное время отказались работать. Также возникли трудности со стройконструкциями. Выручили мощные ресурсы Татарстана – напряглась промышленность, подключились местные архитекторы. Изначально сумму проекта была 7 млрд, но потом она несколько раз повышалась, в итоге называют сумму в 29,2 млрд. рублей.

Театр Камала по площади около 39 тыс. кв. м, что примерно соответствует Арктическому центру эпоса и искусств. Современное здание расположено на берегу озера Кабан в Казани. Проектанты театра Камала вдохновились остроконечными ледяными цветками, которые образуются на озере Кабан. А в ответ на критику остроконечных форм авторы проекта говорят, что это присуще татарской культуре.

Удивительно, что на почти полуторамиллионную Казань самый большой зал Театра Камала вмещает 751 место. Есть еще три небольших зала: на 300, 342 и 60 мест.

Строительство Театра Камала сопровождалось позитивными отзывами, видно, что татары понимают, какую роль играют такие центры в укреплении, развитии культуры и подрастающего поколения, каково их значение для будущего народа и республики.
А ниже приведем выдержки из татарских информационных ресурсов, которые позволяют лучше узнать о появлении нового здания Театра Камала. Кстати, такие объекты позволяют приглашать самых популярных актеров и исполнителей, проводить всероссийские и международные форумы, что мы видим уже на примере Казани.
«Сооснователь архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро рассказал, с какими сложностями специалисты столкнулись при проектировании театра Камала в центре Казани. Приводим выдержки из его интервью изданию «Кто твой город». https://116.ru/text/gorod/2025/01/20/75007994/

По словам архитектора, во время конкурса японское бюро Kengo Kuma & Associates было полноценным партнером российских коллег (также в проекте участвовало немецкое Werner Sobek AG). Японские специалисты работали над внешним обликом здания и интерьером некоторых помещений. Отечественные архитекторы — над планировочными, структурными и технологическими решениями.
— Официально сотрудничество прекратилось из-за юридических ограничений, введенных японским правительством в 2023 году. В результате Wowhaus самостоятельно завершили проект, реализуя сложные решения с учетом доступных в новых условиях технологий, — отметил Шапиро.
При строительстве возникли сложности с доставкой светового и звукового оборудования. Как заявил архитектор, на каком-то этапе «это казалось почти невозможным». Монтаж стекольных «льдинок» тоже оказался непростым делом. Но архитекторам и строителям удалось сохранить тот образ, который представили во время конкурса.
— Внешний облик здания и ключевые архитектурные идеи остались неизменными, хотя некоторые детали пришлось адаптировать. Такие ситуации неизбежны при высокой скорости строительства и параллельном выполнении множества работ, — добавил Шапиро.
Позже появилась информация, что новое здание откроют в декабре к архитектурному форуму «Казаныш-2024». В итоге мероприятие перенесли, а двери театра Камала по-прежнему остались закрыты.
В итоге учреждение приняло первых посетителей 20 января — тогда прошла коллегия Минкульта РТ. Предполагается, что спектакли начнут ставить на новой сцене в марте.
— Я хочу сказать, что если бы не было у нас проектного института и наших строителей, мы бы за такое короткое время этот объект не смогли бы построить. Это за рекордное короткое время было построено. Ну и самое главное — тот творческий потенциал, который у нас есть исторически. Поэтому нет никакого сомнения, что это не только театр, он больше, с огромными возможностями. Как сказали, драгоценный камень, бриллиант для нашей столицы, — подчеркнул Минниханов.
Отметим, что на этой же коллегии председатель Союза театральных деятелей России, актер Владимир Машков рассказал, что впервые за всю историю национальной театральной премии «Золотая маска» ее проведут не в Москве, а в Казани».
«Новое здание в проекте задумано как часть топографии места и парк с пешеходными маршрутами и рекреационными зонами, интегрированными в существующее благоустройство набережных и продолжающими его. Здание встроено в ландшафт, будто устремлено к озеру». https://www.business-gazeta.ru/article/540067
«Итак, в новом Камаловском театре четыре сценических зала: Большой (на 751 место), Универсальный (рассчитан на 130–300 человек), Восточный (242 места) и Камерный (60 мест). Инженерная начинка в театре самая новейшая.
https://dzen.ru/a/Z48oFK5QggTzH0Ax
Универсальный зал – это черное пространство по типу МОН в Национальной библиотеке, только больше, дороже и много круче оснащен. Здесь имеется система кругового озвучивания и круговой видеопроекции, что дает безграничные возможности режиссерам, а также предусмотрена возможность многокамерной видеотрансляции для сети «Интернет» различных шоу и конференций.
В Восточном зале другая атмосфера, сцена тут круглая, напоминает мини-арену, зрительские места располагаются вокруг. Здесь предусмотрена стеклянная панорама на озеро, надо лишь поднять занавес. Также есть система видеопроекции на 360 градусов. В оформлении зала использованы многослойные панели в виде металлических монет (их почти три тысячи!).
Камерный зал очень светлый и уютный, он также с панорамным остеклением (однако зимний вид не слишком впечатляет – слишком уж маячит над белой гладью озера индустриальный пейзаж). Здесь также имеется скрытый проекционный экран. Зал идеален для лекций, пресс-конференций, кинопоказов и акустических концертов.
Автор поистине уникальной художественной концепции интерьеров театра народный художник Татарстана, лауреат Тукаевской премии Наиля Кумысникова: — Насчет материалов тоже спорили, рассматривали гипс, плиты МДФ, но все это грубо и ненадежно. Такой выдающийся арт-объект, который, я просто уверена, уже стал архитектурной доминантой Казани (думаю, он будет известен не менее, чем театр в Сиднее), нельзя было наполнить откровенно дешевой начинкой. В общем, я настояла на металле: детали изготовлены из нержавеющей стали, затем покрыты серебром и золотом. Такое покрытие продержится десятки лет. Но встала проблема, где найти искусных мастеров, способных осуществить нетривиальную задачу. И представьте себе, я нашла их именно в Казани: великолепные инженеры Руслан Фахрутдинов и Андрей Неустроев из мастерской «Идеал Хаус» изготовили и ювелирно собрали более 5 тысяч элементов за три месяца! Подчеркну, что все это осуществлено на площади 3500 квадратных метров. На самом деле, это очень серьезный арт-проект, который никто и никогда в таких масштабах не делал.
Партнер архитектурного бюро Wowhaus, один из авторов проекта Олег Шапиро: — Обычно строительство таких объектов занимает пять лет и более, потому что все процессы делаются последовательно. В случае с театром Камала, чтобы скорость строительства была увеличена, многие процессы велись параллельно. Это требовало от строителей большой точности, ответственности и квалификации. Как оказалось, все это у них есть».
Наш объект — Арктический центр эпоса и искусств также будет введен в этом году

