КИТАЙ СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ. ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ КУЛЬТУРАМИ РОССИИ И КИТАЯ?

Фестиваль «Искусство земли Олонхо» в Пекине по проекту государственного советника Республики Саха (Якутия) Андрея Борисова, недавняя презентация перевода на китайский язык новой книги народного писателя Якутии Николая Лугинова «Время перемен» делают культуру России и Китая ближе.

По распоряжению главы Якутии Айсена Николаева, в презентации участвовала делегация под руководством министра культуры и духовного развития республики Афанасия Ноева. И вот еще один пример сближения наших культур: на вечере в Культурном центре России председатель всемирного общества Лао Цзы господин Чжан Юнь Чэн заявил, что все экземпляры книги Николая Лугинова в Пекине раскуплены.

Диалог двух культур включает мировые премьеры шедевров русской, якутской, китайской классики: оперой Александра Бородина «Князь Игорь» Театра оперы и балета имени Суоруна Омоллоона, постановку Театра Олонхо «Пионовая беседка» по классической драме Мин Тан Сяньзу, ответную премьеру китайской традиционной оперы куньцюй «Светлоликая Туйаарыма Куо» по мотивам олонхо Платона Ойунского.

Все это шаги к укреплению взаимоотношений между Россией и Китаем, последовательная политика, которую проводит руководство Якутии.

Китай для россиян — загадочная, ментально далекая страна, с которой на первый взгляд нет точек соприкосновения. Разве что объединяющее нас коммунистическое прошлое.

Но точки соприкосновения есть! В Китае очень любят советские песни: «Подмосковные вечера», «Катюша» неизменные хиты всех времен, их мелодичность, задушевность близки китайской душе.

Корневая культура каждого народа России отсылает к голосу предков, традициям. А традиция — основа восточных философий и учений, особенно китайских.

Несмотря на стремительное движение вперед, китайская культура сумела сохранить традиционный тип, который объединяет миллиардные массы в единое культурное целое.

Конфуцианство, даосизм, буддизм — традиционные мировоззренческие системы Китая, три ветви китайской культуры. Великая Китайская стена, опоясывающая границы Поднебесной как образ незыблемости традиций.

Великий мудрец Конфуций подал неизменные установки: культ Неба; почитание правителя как сына Неба, тем самым сакрализация власти; человеколюбие — чего не желаешь себе, того не делай другим… Свод правил конфуцианской этики, взращивание в себе послушания, учтивости, мудрости, интеллекта, сыновней почтительности и т.д. На этих постулатах и держится государственность Китая и по сей день.

Ему же вторит великий Лао Цзы. Даосизмм — Дао — путь — естественный ход вещей, определяющий все законы, в том числе природы и общества. «Человек следует законам Земли. Земля следует законам Неба. Небо следует законам Дао, а Дао следует самому себе», — гласит Лао Цзы.

Россия сегодня – это опора на наши традиционные ценности. Указ Президента России Владимира Путина о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей призван сделать нас крепче в непростое время. Верность традициям – вот что сближает народы России и Китая.

Философия Китая стремится не к подчинению природы, а укоренению, нахождению в ней себя. Человек стремится к жизни в соответствии с природой. В этом наши народы удивительным образом похожи. Китаец, как саха, склонен к одухотворению природы, одушевлению ее. Он чувствует глубокое родство и единение с окружающим миром. Вся китайская природа населена живыми существами, китаец поклоняется ей и не мыслит себя вне ее. Но весь этот лиризм в китайской культуры сочетается с рационализмом, наиболее проявляющимся в китайской рассудительности, жизненных установках, церемониях. И возникает восхитительный результат — удивительное чувство природы, умение видеть в миниатюре целое, в детали само мироздание. Этот синтез дает чудные плоды в искусстве.

В Саха театре Андреем Борисовым был поставлен спектакль по произведению Николая Лугинова «Хуннские повести». История о вечных стражниках, стоящих между светом и тьмой, между жизнью и смертью. Через философию Дао мы лучше узнаем себя, слышим голос нашей прапамяти. Саха, являясь потомками хуннов, хранят в себе Тенгрианство. Дао и Тенгрианство — всеединство человека и природы, где нет места отчужденности, абсолютная гармония и цельность, всё смысл и красота. В этих установках угадывается созидание и счастливое будущее.

Китай является нашим соседом, с чьей мощью и силой надо считаться и идти навстречу друг другу. Сегодняшняя политическая и экономическая ситуация, обострение противостояния Запада и Востока в скором будущем подразумевают лидерство и значительное влияния именно России и Китая на ход мировых событий. За нами особая ответственность за поддержание мира на планете.

В последнее время мир живет в парадигме евразийской идеи. Существующие системы западных ценностей и миропорядок постепенно утрачивают свои смыслы.

Являясь одной из ветвей того же глобализма, евразийство открывает позитивные перспективы на развитие и стратегическое партнерство.

Россия с ее особой географической расположенностью, историей и особенной миссией, играет важнейшую роль в будущем становлении мира.

Образ России для всего остального мира всегда оставался замкнутым и обособленным, воспринимаясь ложно или поверхностно. Евразийство — путь развития не только России, но и всего мира. В этом развитии роль России ведущая. Она и есть основа нового мира, новой планеты. Соборность, державность, духовность русского народа — это прежде всего братство, приятие, терпимость, единство в многообразии. В этих понятиях заложен космизм судьбы России, ее предначертанность и миссия. С этой точки зрения невозможно воспринимать ее как младшего партнера.

Словами нашего классика можно сказать: двуногий посещает сей мир для познания счастья и продолжения гармонии. Несмотря на наши видимые различия, мы все мечтаем, в сущности, об одном и том же: мирном небе для наших детей, безбедном будущем, гармонии, ставшей столь редкой гостьей на нашей земле. Наши духовные посылы, установки как оказалось намного схожи, чем мы привыкли думать.

Мария Докторова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика