Необычный способ показать всю мерзость войны

Случайно посмотрел последний фильм Петра Тодоровского «Риорита», который показали к 9 Мая. Сразу скажу, что там, на первый взгляд, о войне, на самом деле – о дьяволе.

Скажу честно, фильмы Петра Тодоровского мне не нравятся – «Военно-полевой роман», «Интердевочка» и другие. Но их создатель — человечище: виртуозно играл на гитаре, аккомпанировал Высоцкому, был оператором и снимал один из лучших советских фильмов «Весна на Заречной улице». Почему его в последние годы жизни потянуло в психодраму – это вопрос. Наверное, хотел как настоящий художник исследовать все закоулки человеческой души. В фильме «Риорита» он и сценарист, и режиссер.

В аннотациях написано, что в сюжете использована реальная история о том, как после освобождения Белоруссии в армию забрали трех сыновей, а за ними добровольно пошел отец. Все – крепкие крестьяне, но ни в армию, ни в партизаны никто из них не пошел. Возможно, в 1941 году некоторые из сыновей были еще непризывного возраста. Сами в фильме они объясняют так: ушли на сенокос, а когда вернулись, уже были немцы. Партизан в их краях не было.

Но вся соль фильма не в том, что в одной роте служили отец и три сына Пичугиных, а в другом герое – ефрейторе Анатолии Демьяновиче, который везде был рядом с этой семьей. И не только был рядом, а почему-то невзлюбил их всех и путем всяких интриг отправил старшего сына, а потом отца на смерть. Первый страшно тосковал по молодой жене, а Анатолий Демьянович «дружески» подсказал, как оказаться дома: подстрели себя, отправят в госпиталь, а потом на десять дней в отпуск; вот и повидаешь женушку. И недалекий крестьянский сын в первом же бою прострелил себе ладонь. Естественно, его выявили и расстреляли перед строем, в котором стояли братья и отец.

Отцу «мелкий бес» подсказал, что нужно получить орден, ведь после войны могут докопаться до истории с сыном-дезертиром и посадить в тюрьму. А чтобы получить орден, надо пойти ночью к фрицам и взять «языка». Вот старик «повелся» и погиб. Но благодаря младшим сыновьям – погиб не как перебежчик.

Ну а еще одного брата Анатолий Демьянович просто застрелил из-за жадности – хотел присвоить его часы с музыкой.

До войны работал демон семьи Пичугиных вертухаем. В разговорах с немного придурковатым младшим сыном Сергеем рассказывал ему всякие «благородные» истории про заключенных, а на самом деле, показывал, что вертел человеческими душами, как хотел.

Вот так ветеран войны Петр Тодоровский показал нам еще одну грань человеческих отношений. Ну и войну показал. В принципе, война это прежде всего грязь, страх и мерзость. Любовь, как в фильме «Военно-полевой роман», наверное, бывает, но прежде всего грязь. Почитайте, к примеру, книгу Николая Никулина «Воспоминания о войне», где горы трупов, вши, пьяные сволочи-командиры. Наверное, на закате своей жизни Петр Тодоровский все-таки решил затронуть самую отвратную сторону войны, но по-своему, с присущим ему стилем.

Роль Анатолия Демьяновича мастерски сыграл Константин Воробьев. Первый раз увидел его в сериале «По имени Барон», где тот играл сына-негодяя. Играя самых последних мерзавцев, этот актер не забывает о системе Станиславского, по которой даже в злодее надо искать хорошее. Действительно, если просто играть мерзавца, то будет выглядеть смешно, как фашисты в старых фильмах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика